Реклама, обсуждаемая на Экспертном Совете, в очередной раз вызвала повышенный интерес у его участников.
28.03.2017 г. в Кировском УФАС России состоялось очередное заседание Экспертного Совета по рекламе, на котором обсуждались следующие вопросы:
1. На рассмотрении Кировского УФАС России находится заявление физического лица о нарушении рекламного законодательства. Предметом рассмотрения является реклама следующего содержания: «Релакс – студия «<…>» приглашает в удивительное путешествие по эрогенным зонам Вашего тела! В самом центре города: <…> Предъявителю купона скидка 10% <…>», размещенная в печатном издании «Народные страницы» (№2 (367) от 16.01.2017 г.) с использованием образа женщины в нижнем белье.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама не должна содержать информацию порнографического характера.
Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:
- является ли вышеуказанная информация рекламой?
- является ли реклама, с использованием образа полуобнаженной женщины в совокупности с текстом рекламы непристойной и оскорбительной?
-создается ли впечатление, что реклама содержит сведения порнографического характера?
Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер. Xленов Экспертного Совета пришли к выводу о том, что рекламная информация не содержит сведений порнографического характера и не является непристойной и оскорбительной. Было высказано мнение о том, что реклама является пошлой и неэтичной, также неясен объект рекламирования, что может вводить потребителя в заблуждение.
2. В Кировское УФАС России поступили обращения физических лиц, перенаправленные Прокуратурой Ленинского района г. Кирова (вх. №1285,1286 от 28.02.17 г., № 1572 от 13.03.2017 г.) по поводу распространения рекламных листовок следующего содержания: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон<…>. Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме. Работы по поверке будут проводиться с 13 февраля по 13 марта 2017 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 46-28-58. Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начислении платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону <…>».
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:
-является ли вышеуказанная информация рекламой?
-создается ли впечатление, что Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ – это единственная официальная компания, уполномоченная проводить процедуру поверки и замены счетчиков?
-вводит ли данная информация потребителей в заблуждение относительно обязательности заказа предлагаемых услуг?
Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер, вводит потребителя в заблуждение относительно обязательности заказа предлагаемых услуг и создается впечатление, что Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ – это единственная официальная компания, уполномоченная проводить процедуру поверки и замены счетчиков. Члены Экспертного Совета высказали мнение о том, что листовки со спорной рекламной информацией эксплуатируют форму официального платежного документа. Обращение «уважаемый абонент», указанное в спорной рекламной информации создает впечатление о том, что между потребителем и Единым Городским Центром Обслуживания ЖКХ имеются договорные отношения, обязывающие проводить процедуру поверки и замены счетчиков, так как согласно ст. 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
Спорная реклама имеет элементы манипуляции сознанием потребителя, следовательно, вводит в заблуждение, так как потребитель, который подвергается манипуляции, не может объективно оценивать рекламу. Также членами Экспертного Совета было отмечено, что распознать организацию, предоставляющую услуги по поверке и замене счетчиков с помощью штрих-кода, указанного в спорной рекламе невозможно.
3. Кировским УФАС России была зафиксирована информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Уржум, ул. Рокина, д. 8, следующего содержания: «КАПУSТА. Самая денежная сеть».
Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:
- является ли вышеуказанная информация рекламой?
Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер, так как фраза «самая денежная сеть» побуждает потребителя к действию по приобретению товаров и услуг, следовательно, вызывает интерес, что и является конечной целью рекламы.
4. На рассмотрении Кировского УФАС России находится обращение общественной организации «Объединение предприятий наружной рекламы и информации» по вопросу получения мнения антимонопольного органа относительно информации следующего содержания: «Империал. Больше, чем ломбард. Первая городская сеть комиссионных магазинов», планируемой к размещению.
Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:
- является ли вышеуказанная информация рекламой?
Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер, так как фраза «больше чем ломбард» - это сравнительная характеристика и оценочная категория, которая присуща рекламе. Также спорная рекламная информация может вводить потребителя в заблуждение относительно перечня оказываемых услуг (ломбард, комиссионный магазин).
5. Определены победители конкурса студентов и учащихся «Реклама, конкуренция и право».
6. Распределены места в списке «Топ 10 худших реклам 2016 г.», зафиксированных на территории Кировской области в 2016 г.