Состоялось очередное заседание Экспертного Совета по рекламе при Кировском УФАС России

26.09.2017 в Кировском УФАС России состоялось заседание Экспертного Совета при Кировском УФАС России (далее – Экспертный совет). Экспертный совет образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также выработки положений по его совершенствованию. В состав Экспертного Совета входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики.

На очередном заседании членами Экспертного Совета обсуждались следующие вопросы:

 

1. На рассмотрении Кировского УФАС России находится обращение Крымского УФАС России о возможном нарушении рекламного законодательства при размещении на фасаде здания магазина рекламы следующего содержания: «18+ ТОВАРИЩ!!! ТЫ КУПИЛ ПИВА? Идешь на рыбалку, природу, домой – купи разливного в дорогу с собой!» с использованием изображения красноармейца с агитационного плаката 20х годов XX века «Ты записался добровольцем?». 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

- является ли вышеуказанная информация рекламой алкогольной продукции (пива) с изображением образа человека?

- является ли изображение красноармейца в рекламе  следующего содержания: «18+ ТОВАРИЩ!!! ТЫ КУПИЛ ПИВА? Идешь на рыбалку, природу, домой – купи разливного в дорогу с собой!» оскорбительным? 

  

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер и представляет собой рекламу алкогольной продукции (пива) с использованием образа человека. В рассматриваемом случае внимание потребителя к объекту рекламирования привлекается за счет содержащегося в тексте обращения к покупателю, призыва и использования повелительного наклонения. Относительно того, является ли данная реклама непристойной и оскорбительной, было высказано несколько точек зрения. В частности, было высказано мнение о том, что в данной рекламе к образу красноармейца отнеслись пренебрежительно. Большинство членов Экспертного Совета дало оценку, что данная реклама может рассматриваться в качестве оскорбительной для определенной категории граждан (лиц старшего поколения).

 

2. В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении информации следующего содержания: «<…>. Магазин низких цен. Свежие продукты. НИЗКИЕ ЦЕНЫ» на фасаде здания по адресу: г. Киров, <…>.

Согласно ч. 9 ст. 19 установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

 

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация является рекламой. В данном случае наличие фраз «свежие продукты», «низкие цены», являющихся оценочными по своему содержанию, свидетельствует о направленности указанной информации на привлечение внимания потребителя к объекту рекламирования.

 

3. В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении информации следующего содержания: «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ. Пельмени <…>», расположенной на конструкциях около магазина «<…>» по адресу: г. Киров, ул. <…>, ул. <…>, <…> пр-д, д. <…>, ул. <…>.

Согласно ч. 9 ст. 19 установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

- является ли рекламой каждый сменный блок с наименованием продукта и ценой или же рекламой является вся конструкция в совокупности?

- создается ли у потребителя впечатление об исключительности магазина «<…>» по принципу лучшей цены?

- создается ли у потребителя впечатление о превосходстве товара, реализуемого в магазине «<…>» по сравнению с товаром, реализуемом в других магазинах города Кирова?

Решение Экспертного Совета: по мнению членов Экспертного Совета, указанная информация носит рекламный характер, и вся конструкция целиком воспринимается как рекламная, так как наличие ассортимента конкретных товаров, цен в совокупности с указанием «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ» является мотивирующим фактором для потенциальных покупателей. Указание «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ» в сочетании с наименованием товара и его цены может вызывать у потребителя впечатление об исключительности магазина «<…>», и в данном случае требует какого-либо подтверждения или обоснования использования. Также членами Экспертного Совета отмечено, что, несмотря на отсутствие наименования магазина на самой конструкции, у потребителя однозначно формируется впечатление о том, что данная реклама относится к магазину «<…>», поскольку цветовая гамма, используемая  на данной конструкции, совпадает со стилистикой цветовой гаммы данного магазина, а также идентифицируется по изображению продуктов, используемых в коммерческом обозначении сети магазинов «<…>».

 

4. В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении информации следующего содержания: «Проверено. Низкие цены. <…>» на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, и фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <…>.

Согласно ч. 9 ст. 19 установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

- является ли рекламой каждый сменный блок с наименованием продукта и ценой или же рекламой является вся конструкция в совокупности?

- создается ли у потребителя впечатление об исключительности магазина «<…>» по принципу низкой цены?

- создается ли у потребителя впечатление о превосходстве товара, реализуемого в магазине «<…>» по сравнению с товаром, реализуемом в других магазинах города Кирова?

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер, вся конструкция в совокупности воспринимается как рекламная, поскольку указание цены на конкретные товары с формулировкой «Проверено. Низкие цены» создают побуждающие мотивы для приобретения данного товара в данном магазине.  Слово «проверено», используемое в сочетании с фразой «низкие цены» без подтверждения и обоснования их использования может формировать у потребителя впечатление об исключительности магазина «<…>» по принципу низкой цены.

 

5. В Кировское УФАС России поступило обращение ООО «<…>» о нарушении рекламного законодательства при размещении информации следующего содержания: «<…>» Здоровая и красивая кожа – начинается изнутри, Проходишь курс антибиотикотерапии? Помоги « собственной» микрофлоре!!!» <…> - биологически активная добавка к пище предлагается в качестве высокоочищенного природного энтеросорбента и дополнительного источника пищевых волокон (лигнин), а также пребиотика, стимулирующего рост и активность кисломолочной микрофлоры кишечника (актулоза). <…>Таким образом, БАД к пище

«<…>»:

- компенсирует недостаток естественных пищевых волокон в пище человека;

- положительно влияет на микрофлору кишечника;

- улучшает функциональное состояние желудочно – кишечного тракта;

- используется для профилактики атеросклероза, хронических запоров;

- оказывает энтеросорбирующее, дезинтоксикационное действие;

- необходим людям, работающим во вредных условиях;

- улучшает состояние кожи лица;

- комплексное влияние компонентов содействует уменьшению кожных проявлений дисбаланса микрофлоры;

- способствует более быстрому освобождению организма от продуктов, образующихся в результате воспалительных, аллергических реакций и обменных процессов;

- очищает кишечник (при дисбактериозах) от остатков непереваренной пищи, токсинов и условно – патогенных бактерий.

- способствует выздоровлению (в качестве вспомогательного вещества) при кишечных инфекциях любого происхождения (бактериальных, вирусных, грибковых, вызванных простейшими). Способ употребления: <…> «<…>» не токсичен. В производстве БАД к пище «<…>» не используются компоненты, полученные из генетически модифицированных организмов, не используются нанотехнологии, отсутствуют компоненты и вещества, обладающие наркотическим и психотропным действием, сильнодействующие вещества<…>» на сайте «https:// <…>».

Согласно п. 6. ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Согласно пп. 1. п. 5 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

- если представленная информация является рекламой, то складывается ли впечатление, что в распространяемой информации имеется указание на лечебные свойства БАД «<…>», то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования?

- если представленная информация является рекламой, то создается ли впечатление о том, что БАД «<…>» является лекарственным средством и (или) обладает лечебными свойствами?

 

Решение Экспертного Совета: относительного ответа на первый вопрос членами Экспертного Совета было высказано мнение о том, что в вышеуказанной информации присутствуют признаки рекламы: использование глагола в повелительном наклонении - «Помоги» и в целом формулировка: «Здоровая и красивая кожа – начинается изнутри, Проходишь курс антибиотикотерапии? Помоги «собственной» микрофлоре!!!» направлена на привлечение внимания потребителей. Манера изложения текста характеристик БАДа схожа с инструкцией, поэтому члены Экспертного Совета высказали мнение о необходимости сопоставления указанной информации с официальной инструкцией по применению «<…>», а также учитывать место размещения данной информации (сайт производителя, продавца товара). Члены Экспертного Совета также обратили внимание на отсутствие пометки о том, что БАД не является лекарственным средством, что может вводить потребителя в заблуждение. По ответам на второй и третий вопрос членами Экспертного Совета была дана рекомендация обратиться в компетентный орган, поскольку вопросы связаны с узкой спецификой.

 

6. В Кировское УФАС России поступило обращение ООО «<…>» о нарушении рекламного законодательства при размещении информации следующего содержания:  «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ. Рекомендуется: В качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника нерастворимых пищевых волокон (лигнина), источника лактулозы. Характеристика:

•           компенсирует недостаток пищевых волокон в пище человека, стимулируя работу ЖКТ;

•           отличный помощник во время противовирусной и антибиотикотерапии;

•           можно применять с первых дней лекарственной терапии;

•           выводит токсины, образующиеся в результате жизнедеятельности патогенных бактерий и вирусов, влияющие на качество жизни больного( озноб, недомогание, вялость, ломота в костях и т.д.);

•           очищает стенки кишечника от шлаков, тем самым улучшает всасываемость лекарственных средств;

•           устойчив к агрессивной среде желудочного сока и желчных кислот;

•           стимулирует рост собственных полезных лакто- и бифидобактерий кишечника, являясь для них «своеобразным кормом», тем самым стимулирует собственные защитные свойства организма (повышает иммунитет);

•           улучшает функциональное состояние желудочно-кишечного тракта;

•           способствует более быстрому освобождению организма от продуктов образующихся в результате воспалительных, аллергических реакций;

•           рекомендован в качестве дополнительного средства при атопических дерматитах;

•           рекомендован в качестве дополнительного средства в гинекологии;

•           содействует уменьшению кожных проявлений дисбаланса микрофлоры (покраснения, угри и т.д.);

•           является прекрасным дополнением к косметическим средствам, действующим на проблемы изнутри. <…>», на сайте: «https://www. <…>».

Согласно п. 6. ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Согласно пп. 1. п. 5 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

- если представленная информация является рекламой, то складывается ли впечатление, что в распространяемой информации имеется указание на лечебные свойства БАД «<…>», то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования?

- если представленная информация является рекламой, то создается ли впечатление о том, что БАД «<…>» является лекарственным средством и (или) обладает лечебными свойствами?

 

Решение Экспертного Совета: отвечая на первый вопрос, члены Экспертного Совета пришли к выводу о том, что для определения характера информации она должна быть сопоставлена с инструкцией по применению БАДа «<…>». Было высказано единичное мнение о том, что использование указания «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ» в тексте определяет информацию как рекламную. Также было высказано мнение, что данная информация сама по себе может быть получена потребителем вследствие целенаправленного изучения им информации о данном БАДе и перехода по вкладкам сайта «Рекомендуется», «Характеристики», «Противопоказания» и тд., что ставит под сомнение ее рекламный характер. Кроме того, отвечая на второй и третий вопросы, члены Экспертного Совета отметили, что для однозначной оценки вышеуказанной информации необходимо обратиться к узкому специалисту в сфере фармацевтики или здравоохранения. 

 

7. В Кировское УФАС России поступило обращение МКУ «Городская реклама» о вынесении на обсуждение Экспертного совета при Кировском УФАС России рекламы следующего содержания: «Общероссийский народный фронт. Детский сад. Школа. Поликлиника. Сделаем лучше? Оцени свою школу, поликлинику, детский сад на onf.ru/<…>».

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация социальной рекламой?

 

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация не соответствует понятию «социальной рекламы», обозначенному в п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе». Из содержания информации нельзя определить, на какие благотворительные или общественно-полезные цели направлена данная информация. В рассматриваемом случае члены Экспертного Совета отметили, что в данной информации отсутствует как таковой «призыв к действию», «посыл», присущие социальной рекламе.

 

8. В Кировское УФАС России поступило обращение МКУ «Городская реклама» о вынесении на обсуждение Экспертного совета при Кировском УФАС России рекламы следующего содержания: «САМОЕ СЛИВОЧНОЕ МАСЛО. НАХОДИТЕ ЛУЧШЕЕ. РОС КАЧЕСТВО. <…>.gov.ru».

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) учреждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года №780-р в целях независимого исследования качества товаров, представленных на полках российских магазинов и выдачи лучшим отечественным товарам российского Знака качества.

Для этого Роскачество осуществляет исследования качества продукции и ее добровольную сертификацию, по результатам которой присваивается российский Знак качества. Процедура сертификации бесплатна для производителей. (Ссылка на сайт: http:// <…>.gov.ru/).

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация социальной рекламой?

 

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация не является социальной рекламой по содержанию. В данном случае «явный, четко обозначенный посыл» и выраженная направленность на достижение общественно полезной цели отсутствуют. Члены Экспертного Совета также отметили, что в таком виде информация может восприниматься потребителем как реклама «продажи сливочного масла», а не формировать представление о социально значимых вопросах.

 

9. Кировским УФАС России была зафиксирована информация следующего содержания: «КОНВЕКТОРЫ. Тепло в любом месте! Гарантия до 7 лет. <…>» с изображением, сидящей на конвекторе девушке, одетой в нижнее белье и босоножки. Данная информация размещена на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, слева от двери в магазин «<…>».

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

- является ли реклама, с использованием образа полуобнаженной женщины в совокупности с текстом рекламы непристойной и оскорбительной?

 

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер. Реклама конвекторов с использованием образа девушки в нижнем белье в сочетании с неоднозначным слоганом: «Тепло в любом месте!» выглядит «пошло» и «вульгарно». Образ девушки в нижнем белье и объект рекламирования между собой никак не соотносятся и в данном случае женское тело эксплуатируется для привлечения внимания потребителей. Кроме того, членами Экспертного Совета было отмечено, что рассматриваемая рекламная информация обращена к широкому кругу лиц (пешеходам, водителям и пассажирам транспорта), создает «неприятное, отталкивающее впечатление» и в целом, по мнению членов Экспертного Совета, является непристойной и оскорбительной.

 

10. Кировским УФАС России была зафиксирована информация следующего содержания: «КОНВЕКТОРЫ. Обещаю не ломаться! Гарантия до 7 лет. <…>» с изображением девушки, стоящей около конвектора, одетой в короткую клетчатую юбку, белую блузку с глубоким декольте, с белыми бантами, вплетенными в волосы. Данная информация размещена на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, слева от двери в магазин «Магия тепла».

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой?

- является ли реклама, с использованием образа женщины, одетой в короткую клетчатую юбку, белую блузку с глубоким декольте, с белыми бантами, вплетенными в волосы, в совокупности с текстом рекламы непристойной и оскорбительной?

 

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер. Употребление в слогане глагола «обещаю» в единственном числе, в то время как товар обозначен существительным во множественном числе (конвекторы), делает фразу: «Обещаю не ломаться!»  соотносимой с изображением девушки, а не товара и акцентирует внимание на двойном смысле используемого глагола «не ломаться». «Развратное» изображение девушки призвано привлечь определенную категорию покупателей. Таким образом, члены Экспертного Совета пришли к выводу, что данная реклама является непристойной и оскорбительной.

 

11. На рассмотрении Кировского УФАС России находится обращение ООО «<…>» о нарушении, по его мнению, антимонопольного законодательства путем распространения вместе с платежными документами уведомления о своей деятельности и сообщение о  мошеннических действиях со стороны других организаций, оказывающих услуги по техническому обслуживанию домофонного оборудования.  

Статьей 14.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации: не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Членам Экспертного совета предлагается ответить на следующий вопрос:

-  Какое отношение формируется у потребителя к участникам рынка, оказывающим услуги по техническому обслуживанию домофонного оборудования, вследствие прочтения данного уведомления?

- Оказывает ли данное уведомление влияние на выбор потребителем организации, оказывающей услуги по техническому обслуживанию домофонного оборудования?

 

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация оказывает влияние на выбор потребителем организации, оказывающей услуги по техническому обслуживанию домофонного оборудования. Так, в тексте «используются манипуляции», «внушение» и «передергивание фактов», вследствие чего у потребителя формируется недоверие ко всем остальным организациям, действующим на рынке  услуг по техническому обслуживанию домофонного оборудования.