• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Заключение контракта на оказание охранных услуг с единственным поставщиком незаконно

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Кировское УФАС России информирует государственных Заказчиков о недопустимости заключения контрактов с единственным поставщиком на охрану объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 09.11.2016 N ИА/77244/16 "По вопросу о заключении государственных контрактов на охрану зданий с ФГУП "Охрана", сложившейся судебной практике (№А43-21375/2017, №А43-1168/2017, №А43-8672/2016, №А43-13879/2016) ФГУП «Охрана»  Росгвардии не является единственной организацией, оказывающей услуги по охране объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Таким образом, в случае необходимости заключения государственного контракта на оказание услуг по охране здания заказчик проводит отбор исполнителя конкурентными способами или осуществляет закупку у единственного исполнителя в случаях, предусмотренных исключительно Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного подрядчика, исполнителя осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, исключительность полномочий соответствующих органов или предприятий на оказание определенных услуг должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р (далее - Распоряжение N 1629-р) установлен перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией.

В рамках реализации пункта 25 части 1 статьи 12 Закона о полиции Приказом МВД России от 07.05.2014 N 410 утверждены правила организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией (далее - Правила), в пункте 3 которых перечислены организации, осуществляющие такую охрану.

Таким образом, заказчик вправе на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключить контракт на оказание услуг охраны объекта, подлежащего охране полицией, только с единственным исполнителем, указанным в пункте 3 Правил.

В случае невозможности заключения контракта с указанными лицами заказчик вправе заключить соответствующий контракт исключительно с применением способов закупки, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - Постановление N 66) установлено, что федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" МВД России вправе охранять объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"(далее - Постановление N 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

При этом Постановление N 66 и Постановление N 587 не наделяют ФГУП "Охрана" исключительными полномочиями по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Более того, согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон №77-ФЗ) ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. В силу части 1 статьи 5 Закона №77-ФЗ имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Закона №77-ФЗ ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Использованием союза «или» в указанной норме законодатель предоставил возможность охраны ведомственными органами охраны не только объектов, находящихся в ведении соответствующих федеральных государственных органов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 №514 «Об организации ведомственной охраны» к числу федеральных органов исполнительной власти, наделенных правомочиями по созданию государственной ведомственной охраны, относится Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которым было учреждено ФГУП «Связь-Безопасность». Данное предприятие также вправе осуществлять охрану объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Таким образом, заключение государственного контракта на оказание услуг по охране здания на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ФГУП "Охрана" МВД России, как с единственным исполнителем, не соответствует Закону о контрактной системе, влечет административную ответственность по ст.7.29 КоАП РФ.

На основании изложенного, просим при принятии решения о выборе способа закупки охранных услуг руководствоваться вышеизложенной позицией и требованиями законодательства.

Дополнительно обращаем внимание на необходимость соблюдения государственными Заказчиками требований законодательства о контрактной системе при заключении государственных контрактов на охрану объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность.

ФАС России  направила в территориальные органы для использования в работе информационное письмо от 13.10.2017 N ИА/70852/17 «По вопросу о заключении государственных контрактов на охрану зданий».

В данном письме ФАС России еще раз сообщает, что заключение контрактов на охрану объектов, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление № 587) с единственным исполнителем без проведения торгов на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не соответствует Закону о контрактной системе.

При проведении конкурентных процедур на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, участником закупки не может быть, а, следовательно, контракт не может быть заключен с лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.

Вместе с тем, Постановление № 587 не устанавливает исключительные полномочия какой-либо организации на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Судами отмечается, что законодательство Российской Федерации не содержит условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны исключительно задачами в отношении подведомственных ей объектов, в связи с чем участие в закупке на охрану зданий вправе принимать любые заинтересованные лица, соответствующие требованиям к участникам закупки, независимо от ведомственной принадлежности объектов.

Таким образом, по мнению ФАС России в случае проведения отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением № 587, с применением конкурентных способов, в такой закупке вправе принимать участие федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану (например, ФГУП «Связь-безопасность», ФГУП «Охрана» Росгвардии, ФГУП «Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта  Российской Федерации», ФКУ «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» и иные федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану, созданные в соответствии с Законом от 14.09.1999 № 77-ФЗ  ФЗ «О ведомственной охране»).

Кировское УФАС России еще раз обращает внимание государственных заказчиков на сложившуюся судебную практику по данному вопросу: судебные дела №№ А43-21375/2017, А43-1168/2017, А63-1432/2017, А12-2913/2017, А14-6157/2016, А43-13879/2016, А19-8214/2016, А43-8672/2016, А17-1786/2016 и просит учитывать ее и позицию ФАС России при заключении государственных контрактов на охрану зданий.