ФАС ВЫДАЛА ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВА И НАЧАЛЬНИКУ ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА

Высказывания должностных лиц, которые свидетельствуют о намерениях муниципалитета отказывать в заключении концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, могут привести к нарушениям Закона о защите конкуренции

 

Например, на сайте «Комсомольская правда» размещена информация, где глава администрации указывает «Я даже если сильно захочу, то не смогу подписать с ними (ред. ФАС - АО «Кировские коммунальные системы») концессионное соглашение просто в силу того, что имущество, которое принадлежит казне, должным образом не подготовлено, не пройдены регистрационные процедуры. Эта работа может занять год, полтора, два».

 

Антимонопольная служба указывает, что согласно законодательству наличие в муниципальной казне незарегистрированного недвижимого имущества не является препятствием для заключения концессионного соглашения*.

 

«Распространение такой информации может вводить в заблуждение потенциальных инвесторов о невозможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Кирова до государственной регистрации имущества», - отмечает начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Алексей Матюхин.

 

В других источниках информации глава администрации сообщает, что «главным препятствием является то, что имущество находится не в казне, а в хозяйственном ведении МУП «Водоканал», поэтому передавать его в концессию незаконно».

 

ФАС России подчеркивает, что Закон о концессионных соглашениях** устанавливает возможность передачи в концессию объекты, в том числе принадлежащие унитарному предприятию.

Начальник департамента городского хозяйства подчеркнул, что «концессия сейчас невозможна. Предложение на концессию не соответствует схеме водоснабжения и водоотведения <…>», и «подготовка концессионного соглашения касательно такого большого имущественного комплекса, по такому серьезному, жизненно важному для города вопросу никак не может вестись в одностороннем порядке. Это как минимум 3 участника: орган местного самоуправления, правительство области и ресурсоснабжающая организация. Частный инвестор, конечно, может заявиться в одностороннем порядке, но качество такого документа вряд ли будет соответствующим».

 

Стоит отметить, что законодательством о концессионных соглашениях предусмотрена процедура проведения переговоров в целях согласования условий, приемлемых для всех участников процесса***.

 

Кроме того, в течение 30 дней после поступления предложения о заключении концессионного соглашения муниципалитет обязан принять одно из решений, в том числе о возможности передачи объектов в концессию на иных условиях****.

 

На основании этих фактов ФАС России выдала предостережения должностным лицам муниципалитета, т.к. планируемые действия могут привести к нарушению Закона о защите конкуренции.

 

«Позиции должностных лиц Кирова могут привести к негативному влиянию на конкуренцию на территории города. В Национальном плане развития конкуренции указаны важные цели – снижение нарушений антимонопольного законодательства органами власти и увеличение доли полезного отпуска ресурса частными компаниями. Передача объектов государственного сектора инвесторам поможет достичь этих целей и привлечь дополнительные источники развития инфраструктуры ЖКХ муниципального образования. При этом выбор концессионера должен быть осуществлен в строгом соответствии с законодательством и на конкурентной основе», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

 

Справка:

*Часть 5 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях

** Часть 2 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях

*** Часть 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях

****Часть 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях

 

Одним из ожидаемых результатов развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, при реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27.12.2018 № 618 (далее — Национальный план), является сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана уже достигнуты показатели первого или последующих годов):

- водоснабжение - до 20 % в 2019 году и до 10 % в 2020 году;

- водоотведение - до 20 % в 2019 году и до 10 % в 2020 году.