ЦИТАТНИК ПО ИТОГАМ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ «РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ» VI КОНФЕРЕНЦИИ ПО КОНКУРЕНЦИИ ПОД ЭГИДОЙ БРИКС

Модераторы третьего Пленарного заседания «Развитие конкуренции в цифровую эпоху» статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский и заместитель главного экономиста Административного совета по экономической безопасности Бразилии Патрисиа Саковски отметили, что тема цифровой экономики самым активным образом освещается в ходе проходящей в Москве в Цифровом деловом пространстве VI Конференции по конкуренции. Участники мероприятия в ходе ряда сессий обсуждали дигитализацию экономики как в контексте итогов Рабочей группы БРИКС по исследованию проблем конкуренции на рынке цифровых технологий, цифровых нарушений, так и в формате обсуждений этого явления с научным сообществом.

Пленарное же заседание, по их словам, является более «предметным и приземлённым».

Андрей Цариковский, Статс-секретарь – заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба

Тяжело стало определять взаимозаменяемость товаров - люди зачастую ориентируются не на сравнимые потребительские качества продукта, а на свои, порой иррациональные предпочтения <…>

Мы должны понять, что происходит, насколько вообще изменилась конкуренция в цифровую эпоху <…>

Вся наша работа не нужна, если не будет достигаться определённый социальный эффект, доходящий до потребителя <…>

Можно ли работать со старым регулированием или все же нужно новое? Это как будто наступила эпоха автомобилей, а старые правила - это закон эпохи дилижансов: базовые принципы сохранились (по какой стороне ехать, не бросаться под лошадь) но всё же нам нужно переориентироваться <…>

Идут большие дискуссии, кто должен регулировать интеллектуальную собственность. Мир изменяется так, что если не регулировать интеллектуальные права, контролировать будет уже нечего. Теперь главный объект регулирования – мысль <…>

На мой взгляд, при согласовании сделок нужно переносить акцент с отношений между производителями на то, приносит ли такое взаимодействие благо потребителю <…>

Для антимонопольного анализа ещё одним важнейшим направлением науки наряду с экономикой и юриспруденцией становится социология для исследования мнения групп.

Патрисиа Саковски, Заместитель главного экономиста, Административный совет по экономической безопасности Бразилии:

Учитывая изменения в сложном мире, нужно разобраться, что и как должно быть нами сделано <…>

База данных торговых марок может использоваться конкурентными ведомствами уже сейчас <…>

Мы много раз обсуждали правовую систему. Нам нужно задуматься о компетенциях различных экспортов в отраслях <…>

Нужно найти оптимальный баланс между целями цифровой экономики. Возникают как сложности, так и возможности для стран БРИКС.

Габриэлла Мусколо, Комиссионер, Конкурентное ведомство Италии:

Традиционный антимонопольный инструментарий занимался количественной составляющей и ценой, качественный аспект конкуренции оценить достаточно сложно. Поэтому в цифровой век кроме закона о защите конкуренции мы используем в своей работе закон о защите потребителей <…>

Учитывая характер цифровой экономики и отсутствие границ конкурентным ведомствам также необходимо сближаться в своей работе и сближать свои законы и правила.

Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев:

Синергия больших данных, облачные сервисы, которые делают границы прозрачными и сопоставимыми, доступность к этим сетям создают в городе условия, чтобы развитие бизнеса шло в геометрической прогрессии. Синергия проникновения возможна на практических кейсах, и мы бы хотели развивать эту тему дальше.

Дмитрий Афанасьев, Соучредитель, председатель комитета партнеров, Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»:

Цифровые платформы – это железные дороги, которые появились 130 лет назад и были в свое время таким же революционным ресурсом, каким сейчас является цифра. Глобальные цифровые платформы не регулируются, это стремительная революция. Те, кто контролирует данные – тот управляет миром, не просто миром, а цифровым – цифровой валютой, данными людей <…>

Отмечу работу ФАС в делах с Google, Bayer/Monsanto: крайне важно, что регулятор может заниматься такими делами <…>

Работа регуляторов в сфере цифровых технологий и согласовании глобальных сделок будет работать, если правительства разных стран будут добиваться одинаковых требований. Одна страна в одиночку не сделает того, что необходимо всему обществу. Мне кажется, что такие глобальные вопросы можно решать только вместе.

Тереза Морейра, Руководитель Отдела по конкурентной политике и защите прав потребителей ЮНКТАД:

Цифровые данные – это валюта. И тема цифровые данных объединяет конкуренцию и защиту потребителей. Конкурентным ведомствам необходимо тесно общаться с ведомствами по защите данных и защите прав потребителей.

Рассел Дамтофт, Заместитель Директора международного департамента Федеральной торговой комиссии США:

Вопросы цифровой экономики следует рассматривать в первую очередь с точки зрения больших данных и необходимо провести работу, чтобы «понять эти новые рынки. Когда создавались антимонопольные законы, были телеграф, железные дороги и газеты, товары и услуги, продаваемые на рынках. Мир стал меняться в сторону цифровизации, мы видим все больше революционных изменений. Мы не должны продолжать делать все так, как делали в прошлом. Самое опасные слова – «мы всегда так делали и будем продолжать делать так». Кое какие из наших прошлых методов еще будут работать какое-то время. Но нам необходимо понимать, как работают новейшие технологии и как можно применять принципы антимонопольного законодательства в новых условиях. Нужно заниматься большими данными – это чрезвычайно важный актив Частная жизнь и защита прав потребителей - тоже важные вопросы и ими необходимо заниматься. Но я считаю, нам нужно очень осторожно вмешиваться в инновационный процесс, чтобы не зарегулировать инновации, а дать им возможность конкурировать в естественных условиях.

Фредерик Женни, председатель Комитета по конкуренции ОЭСР:

Чтобы решать вопросы и проблемы, которые встают перед нами в связи с цифровизацией, нам нужно находить новые инструментарии <…>

Вот некоторые сложности, которые нас ждут:

1. В цифровую эпоху могут возникать разрушительные инновации, которые не улучшают нашу жизнь, а усложняют. Они вступают в конкуренцию с уже существующими услугами. Как же осуществить компромисс в этой области? <…>

2. Многосторонние платформы: для них характерны сетевой эффект и не нейтральная структура цен. Если у многосторонней платформы есть рынок, то как его рассматривать? И до какой степени платформы конкурируют с традиционными рынками? <…>

Как определить рыночную власть многосторонних платформ, если цены не отражают затраты, и не совпадают с ценами на традиционных рынках <…>

3. Очень сложно контролировать глобальные слияния цифровых платформ. Нужно анализировать все слияния даже ниже ценового порога и определить характеристики для использования при анализе таких слияний <…>

4. И, наконец, два вопроса по искусственному интеллекту:

может ли он приводить к сговору?

и если да, то кто будет за него отвечать: фирма, которая его использует, или человек, который его создал? <…>

Цифровой мир позволяет фирмам и потребителем обойти большое количество проблем, вызванных инфраструктурными сложностями, существующими в их странах <…>

Впервые на моей памяти развивающиеся страны становятся передовыми в части новаций антимонопольного законодательства. И это подтверждает, что страны БРИКС сыграют важную роль в экономике будущего.

Альберто Эймлер, председатель рабочей группы № 2, Комитет по конкуренции ОЭСР:

Правовые антимонопольные положения являются очень общими. Чтобы их можно было эффективно исполнять, их нужно толковать, так как чтобы правило было эффективным, оно должно быть понятным <…>

Нужно найти новые или параллельные решения для антимонопольной политики, которые могут обеспечить лучшее понимание поведения существующих игроков, особенно игроков цифровой сферы.

Джиованни Наполитано, Заместитель Директора Департамента стран с развитой экономикой и развитых стран, Международная организация по защите интеллектуальной собственности (WIPO):

Мы предоставляем свои услуги по защите интеллектуальной собственности изобретателям со всего мира, которые хотят распространить свои продукты и разработки и в другие страны <…>

В этом процессе мы собираем большие объемы открытых данных. В настоящее время конкурентные ведомства находятся в более выгодном положении, чем раньше, потому что могут пользоваться этими данными в своей работе и обмениваться ею с коллегами.

Пер Хелстрём, Старший юридический директор, Европа, Ближний Восток, Африка и Индия, Корпорация Apple Inc.:

App store появился больше 10 лет назад и является конкурентной средой для множества разработчиков. Любой может создать приложение и представить его в 155 странах мира. App store изменил отрасль. 84% всех приложений являются бесплатными. В тех категориях, где нами созданы приложения, мы ощущаем очень высокую конкуренцию <…>

Всегда есть искушение все упростить и найти простые ответы на сложные вопросы, но важно понять, как работают конкурентные рынки и бизнес-модели. Не смотря на развитие рынков, принципы антимонопольной работы должны быть сохранены.

Янис Лианос, Профессор права, Университетский колледж Лондона:

Важно создать новые рабочие группы на уровне БРИКС, чтобы продумывать возможные инструменты защиты конкуренции. Например, изучающую влияние платформ на рынок труда. Необходимо защитить конкуренции в условиях развития искусственного интеллекта <…>

В антимонопольное законодательство могут быть интегрированы вопросы невмешательства в частную жизнь.

Бьёрн Ландквист, Доцент, Стокгольмский университет:

Информационные платформы, контролирующие внутреннюю экосистему, становятся своего рода регуляторами. Платформы конкурируют за наше внимание и могут монополизировать его, начав контролировав всю экосистему.

По мнению экономистов, рыночная власть платформ очень прочная и будет только укрепляться. Они могут привносить инновации, меняющие окружающий мир и имеющие сетевой эффект <…>

В странах БРИКС было много антимонопольных дел в области телекоммуникаций. С интернетом вещей их число будет увеличиваться. Существует понятие нейтральности в телекоммуникационном секторе, и оно может потребоваться в области интернета.

Алексей Иванов, Директор, Антимонопольный центр БРИКС, Институт права и развития ВШЭ-Сколково:

Существуют серьезные сложности в области доступа к данным, к информации – это серьезная проблема для тех, кто работает в БРИКС. Компании гиганты не делятся информацией, и в этом вопросе необходимо дать больше полномочий антимонопольным органам использовать и создавать совершенно новые инструменты, подходы. Необходима глобальная реакция, когда они действуют глобально, а власти реагируют локально, то это не может долго продолжаться. Нужно расширять круг полномочий.

 

14686 5q8a5625

14687 5q8a5613

14688 5q8a5603

14689 5q8a5575

14690 5q8a5563

14691 5q8a5556

14692 5q8a5550

14679 5q8a5848

14680 5q8a5821

14681 5q8a5786

14682 5q8a5724

14683 5q8a5701

14684 5q8a5669

 

prev

next