Качество и безопасность пищевой продукции, поставляемой по государственным (муниципальным) контрактам, на особом контроле

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

28.05.2021 заместитель руководителя – начальник отдел контроля закупок Кировского УФАС России Ирина Фуфачева выступила с докладом на координационном совещании по вопросу контроля за качеством и безопасностью пищевой продукции на территории Кировской области, проведенном министерством промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области.

В мероприятии приняли участие представители Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю, Управления Роспотребнадзора по Кировской области, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области», минпромторга Кировской области, а также других министерств и ведомств Кировской области.

В своем выступлении И.Н. Фуфачева сообщила, что с 2015 года Кировское УФАС России в рамках заключенного Соглашения взаимодействует с Управлением Роспотребнадзора по Кировской области, министерством сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, Вятской торгово-промышленной палатой, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области» по вопросам выявления, предупреждения и пресечения фактов незаконного введения в гражданский оборот фальсифицированных продуктов питания в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о защите и благополучии граждан, законодательства о защите прав потребителей.

В настоящее время количество нарушений антимонопольного законодательства по производству и введению в гражданский оборот фальсифицированных продуктов питания существенно снизилось.

Вместе с тем, недобросовестные товаропроизводители переориентировались на поставку своей продукции посредством участия в государственных и муниципальных закупках, в том числе, для социально значимых организаций (детские сады, школы).

В соответствии с Законом о контрактной системе, закупка продуктов питания может быть произведена любым из доступных способов. 

Одним из принципов Закона о контрактной системе является эффективное расходование бюджетных средств, соответственно при проведении конкурентных процедур решающим фактором в определении поставщика является «цена».

По мере снижения цены контракта участниками закупки для заказчиков значительно увеличиваются риски того, что может быть поставлен продукт, не соответствующий обязательным требованиям к качеству и безопасности.

Вместе с тем, наиболее предпочтительным способом для заказчиков при закупке услуг по организации питания и (или) поставки пищевых продуктов, если цена контракта превышает 500 тыс. рублей должен являться конкурс с ограниченным участием. В данном случае число недобросовестных поставщиков, реализующих некачественную продукцию, может быть снижено, т.к. они обязаны предоставлять доказательство своего опыта (как минимум один контракт об оказании подобных услуг, исполненный в течение прошедших 3 лет).

Кировское УФАС России считает, что заказчикам в проекте контракта необходимо установить:

- алгоритм приемки продукции,

- обязательность присутствия уполномоченного представителя поставщика при приемке поставленной пищевой продукции с целью обеспечить юридическую значимость действий сторон контракта при сдаче-приемке товара,

-  условия, при неисполнении которых обязанности поставщика по поставке товара считаются неисполненными (с целью исключить возникновение споров по данному вопросу).

Также необходимо определить в контракте процедуру проведения экспертизы поставленных пищевых продуктов силами специалиста, уполномоченного заказчиком (в общем случае), а также случаи и порядок привлечения к проведению экспертизы сторонних экспертных организаций (в случае возникновения у специалиста, уполномоченного заказчиком, сомнений в надлежащем качестве поставленной пищевой продукции).

В настоящее время обстоятельствами, сдерживающими поставку некачественных продуктов питания, можно считать способ проведения закупки конкурс с ограниченным участием (дополнительные требования к участникам – опыт поставки (оказания услуг)), четкое изложение в контракте порядка приемки товара (оказания услуг) с проведением экспертизы, законодательно закрепленная обязанность при снижении цены более чем на 25 % представить гарантийное письмо от производителя, подтверждающее возможность поставить товар.

По предложению ФАС России в законопроект о внесении изменений в Закон о контрактной системе включены положения о введении рейтинга деловой репутации участников закупки с установлением порядка его формирования и применения актом Правительства Российской Федерации.

В частности, таким актом предстоит определить порядок формирования такого рейтинга на основе информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, а также определить порядок, цели и способы его применения, в том числе участниками закупок и заказчиками при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В ходе мероприятия участники совещания обменялись мнениями, ответили на вопросы.