В Кировском УФАС России состоялись публичные обсуждения правоприменительной практики за 2022 и 9 месяцев 2023 года

    В  проведении публичных обсуждений 06.10.2023 приняли участие руководитель, заместители руководителя управления и начальники отделов Кировского УФАС России. На мероприятии рассматривались вопросы по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и субъектами предпринимательской деятельности,  вопросы контроля за соблюдением законодательства о рекламе и вопросы недобросовестной конкуренции, а также соблюдение законодательства о контрактной системе и закупках,  рассмотрена практика осуществления контроля за соблюдением Правил технологического присоединения к инженерным сетям.

Практика осуществления контроля за соблюдением Правил технологического присоединения к инженерным сетям

Одним из направлений деятельности Кировского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в условиях естественной монополии, в целях обеспечения недискриминационного доступа к услугам данных организаций.

Основной объем выявленных нарушений указанными организациями относится к несоблюдению положений правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к услугам по передачи ресурса или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к инфраструктуре.

За данные нарушения статьей 9.21 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Субъектами вышеуказанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие естественно монопольный вид деятельности в следующих сферах:

  • оказание услуг по передаче электрической энергии;
  • оказание услуг по передаче тепловой энергии;
  • транспортировка газа по газопроводам;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам). 

   Исходя из правоприменительной практики антимонопольных органов, наиболее распространенными нарушениями в сфере технологического присоединения со стороны сетевых организаций являются:

  1. Затягивание сроков заключения соответствующих договоров.
  2. Навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения либо нарушающих требование Правил технологического присоединения.

   Сетевые организации возлагают на заявителей обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за границами участка заявителей, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами.

   В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом:

  • заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
  • сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

    Таким образом, сетевая организация не может возлагать на заявителей обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за границами участка заявителя, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами силами заявителя.

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе

За 2022 г. Кировским УФАС России рассмотрено 176 заявлений о нарушении рекламного законодательства, что на 43 % больше по сравнению с 2021 г. (123 заявления). Возбуждено 38 дел о нарушении закона О рекламе, что на 34 % меньше по сравнению с 2021 г. (51 дело); реклама признана ненадлежащей по 31 делу, что на 51 % меньше по сравнению с 2021 г. (по 47 делам); выдано 17 предписаний о прекращении нарушения рекламного законодательства (в 2021 г. – 33 предписания).

Наибольшее количество нарушений выявлены в отношении следующих видов рекламы:

- реклама финансовых услуг

- реклама, распространяемая по сетям электросвязи в отсутствие согласия абонента на ее получение;

- распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого на внешних стенах зданий, строений, сооружений.

- нарушение в области рекламы медицинских услуг;

- отсутствие в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

   Звуковая реклама

Запрет на звуковую рекламу относительно свежий, появился с 25 августа 2021 года в связи с вступлением в силу ч. 3.2 ст. 19 Закона о рекламе, согласно требованиям которой распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

Комиссией Кировского УФАС России было рассмотрено 13 дел как по заявлениям граждан, так и по собственной инициативе в связи с распространением звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого на внешних стенах зданий, строений, сооружений. Все нарушения устранены. Виновные лица привлечены к административной ответственности

    Реклама финансовых услуг

Финансовые услуги неизменно пользуются большим спросом, в первую очередь среди граждан, которым важно получить кредит/займ на наиболее выгодных условиях либо выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств. Поэтому достоверность рекламы финансовых услуг имеют существенное значение для защиты прав граждан.

Одно из наиболее частых видов нарушений при размещении рекламы финансовых услуг - использование в рекламе способ доведения информации, при котором информация о привлекательных и выгодных условиях получения кредита или размещения вклада дается большим форматом, а все остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью договоров кредита или вклада и не всегда выгодны для потребителя, предоставляются мелким нечитаемым шрифтом, что способствует неправильному восприятию рекламной информации и вводит потребителей в заблуждение.

    Нарушения в сфере рекламы медицинских услуг

В 2022 г. было рассмотрено дело в отношении рекламы, распространяемой в поисковой системе «Гугл», связанной с предоставлением услуг нарколога без предупреждающей надписи и содержащая гарантию положительного действия объекта рекламирования (в рекламе содержалась, например, такая фраза как «гарантируем полное очищение»). Реклама признана ненадлежащей. Виновные лица привлечены к административной ответственности.

В целом по ненадлежащей рекламе медицинских услуг в 2022 было рассмотрено 5 дел.

    Реклама табачной продукции

Табачная продукция в целом отнесена ФЗ "О рекламе" к объектам рекламирования, реклама которых не допускается (норма регламентирована п. 8 ст. 7 Закона о рекламе). Кроме того, ФЗ "О рекламе" содержит запрет на демонстрацию в рекламе непосредственно и процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции (п. 3 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

    Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ. В 2022 г. Кировским УФАС России за нарушение ФЗ «О рекламе» было возбуждено 79 дел об административном правонарушении, выдано 38 предупреждений, вынесено 35 постановлений о наложении штрафа, прекращено 6 дел. Сумма наложенного штрафа составила 906 тыс. руб.

Деятельность Кировского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти 

    За 2022 год органам власти, а также иным организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, выдано 44 предупреждения (предупреждения исполнены) о прекращении действий (бездействия), которые содержали признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В 2023 году выдано 14 предупреждений.

Основными сферами деятельности, которые затрагиваются антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, остаются:

1) распоряжение государственным и муниципальным имуществом (в том числе объекты ЖКХ);

2) принятие НПА, (ограничивающих конкуренцию).

    По признакам нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции в 2022 году антимонопольным органом возбуждено 1 дело. По результатам рассмотрения дела принято решение о наличии нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписаний об устранении нарушений законодательства – 0. В 2023 году возбуждено 2 дела. По результатам рассмотрения принято решение о прекращении рассмотрении по 1 делу, 1 дело находится в стадии рассмотрения.  По признакам нарушения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в 2023 году Кировским УФАС России дел возбуждено 1 дело. По результатам рассмотрения признан 1 факт нарушения Закона о защите конкуренции.

    В деятельности антимонопольного органа отдельному учету подлежат жалобы на действия организатора торгов при организации и проведении торгов, обязательных в силу законодательства Российской Федерации (за исключением жалоб на закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Статья 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает особый, упрощенный порядок рассмотрения таких жалоб, который призван обеспечить своевременное и оперативное применение мер антимонопольного реагирования.

    В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает торги, предметом которых является:

1)            аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие передачу прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67);

2)            аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (Земельный кодекс Российской Федерации);

3)            продажа государственного и муниципального имущества (Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);

4)            реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

5)            реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

6)            отбор управляющей организации (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»);

7)            водопользование, рыболовство и добыча водных биоресурсов (Водный кодекс Российской Федерации) и иные торги.

     Ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Следует обратить внимание на нарушения, представляющие наибольшую угрозу для экономических отношений – это действия, направленные на заключение антиконкурентных соглашений между органами власти и хозяйствующими субъектами. Информация по делу № 043/01/16-346/2023 по обращению Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры. 11.07.2023 Комиссия Кировского УФАС России признала факт нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Между КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП заключен контракт на выполнение работ «сплошные санитарные рубки» -54 р. 78 коп. В рамках рассмотрения дела в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП Жижина Е.Л., выразившегося в заключении договора купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 № 3754 без проведения конкурентных процедур, что привело к недопущению конкуренции на рынке оптовой торговли лесоматериалами в границах Кировской области (договор купли-продажи 3 901 700 р.)

    Информация о количестве привлеченных лиц к административной ответственности.

В 2022 году по ст. 7.32.4 КоАП РФ (Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися) – привлечено 33 должностных лица.

Ст. 14.9 КоАП РФ (Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления) - привлечено 1 должностное лицо.

Ст. 14.32 КоАП РФ (Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности) – привлечено 3 должностных лица и 1 юридическое лицо.

В 2023 году по ст. 7.32.4 КоАП РФ – привлечено 19 должностных лиц.

Ст. 14.9 – 1 должностное лицо.

Ст. 14.32 – 2 должностных лица.

За