ООО «ЦПТ «Вита Ли-Кострома» оштрафовано за нарушение действующего рекламного законодательства при распространении рекламы продуктов питания «Витальгар», «Селеномарин», «Альгокуприн» и медицинской технологии их применения

06.10.2011 Кировским УФАС России на ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли-Кострома» был наложен штраф в размере 100000 рублей по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение действующего рекламного законодательства при распространении в июле 2011 в эфире «Радио России» на территории города Киров и Кировской области рекламы медицинской технологии «Использование геля из гомогенизированных бурых морских водорослей для диетического (лечебно-профилактического) питания» и продуктов «Витальгар», «Селеномарин», «Альгокуприн», предназначенных для диетического и лечебно-профилактического питания.

Ранее, 25.08.2011 Кировское УФАС России рассмотрев дело, возбужденное по заявлениям потребителей – физических лиц, признало рекламу медицинской технологии «Использование геля из гомогенизированных бурых морских водорослей для диетического (лечебно-профилактического) питания» и продуктов «Витальгар», «Селеномарин», «Альгокуприн», предназначенных для диетического и лечебно-профилактического питания, противоречащей п. 2 ч. 3 и п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 2 и п. 3, ч. 1 и ч. 8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Медицинская технология «Использование геля из гомогенизированных бурых морских водорослей для диетического (лечебно-профилактического) питания» разрешена к применению на территории РФ в соответствии с регистрационным удостоверением от 17.02.2006 № ФС-2006/006.
Данная медицинская технология используется в лечебно-профилактических учреждениях поликлинического и стационарного типа и предназначена для врачей общей практики (семейных врачей), диетологов, эндокринологов, специалистов в области восстановительной медицины, терапевтов, кардиологов, гастроэнтерологов, иммунологов. Так как указанная информация в предложенном для потребителей тексте отсутствовала, она (медицинская технология) воспринималась ими как доступная для самостоятельного применения в домашних условиях, что не соответствует действительности.
С учетом изложенного, спорная реклама содержала не соответствующие действительности сведения об условиях применения медицинской технологии, что противоречит требованиям п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
Кроме того, медицинская технология «Использование геля из гомогенизированных бурых морских водорослей для диетического (лечебно-профилактического) питания», согласно действующему законодательству (п. 1.3 Приказа МЗиСР РФ № 488 от 20.07.2007), представляет собой совокупность методов лечения.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
Поэтому диалоги в эфире ведущей и физических лиц с утверждениями об улучшении состояния здоровья и выражением благодарности в результате применения медицинской технологии, были размещены с нарушением п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе».
Помимо того, согласно ч. 8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Указанная реклама распространялась в радиоэфире «Радио России» ГТРК «Вятка», то есть вне мест, в которых разрешено ее распространение. Следовательно, реклама указанной медицинской технологии была размещена с нарушением ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, помимо зарегистрированной медицинской технологии, в указанной рекламе, в качестве объекта рекламирования также выступали продукты питания «Витальгар», «Селеномарин» и «Альгокуприн», которые не являются лекарственными средствами, т.е. не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний. Однако, при прослушивании рекламы создавалось впечатление, что данные продукты обладают лечебными свойствами, т.е. положительно влияют на течение болезней, а именно заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Таким образом, реклама указанных продуктов распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».
По результатам рассмотрения ООО «ЦПТ «Вита Ли-Кострома» было выдано предписание о прекращении нарушения действующего рекламного законодательства, которое было исполнено нарушителем в установленный срок.
Справка:
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.