«Состояние законности в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Доклад зам. руководителя Кировского УФАС России на коллеги прокуратуры Кировской области 21.12.2011 г.
«Состояние законности в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
В соответствии с действующим законодательством Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля за размещением заказов и рассмотрение жалоб на действия заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа.
В 2011 году работа по контрою в сфере размещения заказа была активизирована.
Приведем некоторую статистку.
В 2011 году на текущую дату рассмотрено 279 жалоб на действия заказчиков, что на 206 % больше, чем в 2010 году (в 2010 году было рассмотрено 135 жалоб).
Наибольшее количество жалоб поступило на действия
- Департамента государственных закупок Кировской области – 92,
- Департамента здравоохранения – 52,
- Администрации города Кирова – 18.
По итогам рассмотрения жалоб в 2011 году 55 признано обоснованными (или 20%).
Выдано 55 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (в 2010 году также было выдано 55 предписаний, при 135 жалобах всего это 40%).
Данные цифры свидетельствуют в целом о повышении активности представителей бизнеса к защите своих прав при размещении заказов, но в то же время свидетельствуют, по нашему мнению, о снижении уровня нарушений законодательства, что является следствием повышения качества и грамотности работы заказчиков и уполномоченных органов.
В 2011 году Кировским УФАС проведено 6 плановых и 38 внеплановых проверок.
В 2010 году 5 плановых и 21 внеплановая проверка.
Также необходимо отметить, что при рассмотрении каждой жалобы проводится внеплановая проверка размещения заказа (279).
По итогам плановых и внеплановых проверок выдано 12 предписаний.
Итого в 2011 году выдано 67 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
- 49 предписаний исполнено.
- 18 предписаний оспорено в судебном порядке.
- 5 из числа оспоренных в суде признаны судом законными (решения вступили в законную силу).
- 8 из числа оспоренных предписаний признано судом недействительными (решения судов вступили в законную силу).
- 5 в различных стадиях обжалования.
Необходимо отметить новые тенденции, которые стали иметь место в 2011 году и на которые необходимо обратить внимание в 2012 году.
- В 2011 году по итогам рассмотрения комиссии Кировского УФАС жалоб 8 контрактов признано Арбитражным судом Кировской области недействительными. Заказчиком выступает Администрация города Кирова. В настоящее время решения Арбитражного суда Кировской области находятся в различных стадиях обжалования.
Например, контракт на Выполнение работ на объекте «Разводящие сети газопровода п. Ганино, д. Шубино, д. Хабаровы, д. Сергеево, д. Боровые Октябрьского района г. Кирова» с ценой контракта 68 680 559 рублей. Судом установлено, что данный контракт заключен в нарушение требований законодательства. Контракт заключен после того, как жалоба на заказчика был подана в Кировское УФАС.
Кировское УФАС хотело бы предостеречь заказчиков от заключения договоров (контрактов) до рассмотрения по существу жалоб в антимонопольном органе.
- Представление участниками размещения заказа при заключении контрактов на поставки товаров, работ, услуг поддельных документов об обеспечении исполнения контракта (несоответствующие закону поручители с поддельными балансами, недействительные гарантии).
Заказчики как правило не проверяют документы поручителей или банковские гарантии при заключении договоров.
Вместе с тем, в соответствии с Законом контракт не может быть заключен в отсутствие обеспечения исполнения контракта.
Следствием является невозможность обеспечить надлежащее качество работ и услуг при выявлении нарушений из исполнения послед сдачи работ.
В Кировском УФАС в 2011 году рассматривалось два дела, в которых факт представления ненадлежащего обеспечения выявлялся.
Вместе с тем, как свидетельствует практика других регионов данные нарушения носят массовый характер.
В связи с этим хотелось бы предложить разработку механизма совместной работы органов прокуратуры и ФАС по выявлению данных обстоятельств.
- С 1 января 2012 года в силу вступает Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который распространит необходимость конкурентных процедур на закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, субъектов естественных монополий.
В связи с этим предлагаем обратить внимание на соблюдение требований данного закона и проработать совместные мероприятия по контролю.
Определенной проблемой контроля размещения государственного и муниципального заказа является относительно низкий уровень обжалования действий заказчиков по сравнению с другими регионами, даже соседними.
В связи с этим основной упор контрольных мероприятий должен быть сделан на внеплановые проверки заказчиков и уполномоченных органов.
Штатная численность УФАС не позволяет проводить выездные проверки в более интенсивном режиме.
В связи с этим считаем необходимым усилить взаимодействие с органам прокуратуры, особенно на местах.
Выражаем готовность проведения камеральных проверок поступающих материалов, разработки и направлении методологических материалов, обобщений практики рассмотрения дел о нарушении законодательства о размещении заказов.
Необходимо также отметить повышение уровня работы по привлечению к административной ответственности должностных лиц заказчиков и уполномоченных органов.
В 2011 году УФАС составлено 62 протокола об административных правонарушениях в сфере размещения гос заказа (в 2010 году было составлено 32 протокола).
В 2011 году из органов прокуратуры поступило 59 постановлений (в 2010 году – 29).
В 2011 году принято 40 постановлений о наложении штрафов на сумму 779 460 рублей (в 2010 году 22 постановления на сумму 435 т. рублей.)
По постановлениям органов прокуратуры в 2011 году принято 20 постановлений о наложении штрафов на сумму 465 490 рублей.
Прекращено судом административных дел по ст. 2.9. КоАП РФ – 29 дел.