Поделят на двоих

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Снег с городских улиц еще не вывезли, а аукцион по поиску подрядчиков для их ремонта уже объявили. 

 

11.03.2018  630

 

Как говорится, готовь сани летом, а телегу — зимой. И общественники тоже подготовились: их не устраивает, что лотов всего два и они слишком крупные.

Без малого не обойтись

Итак, на сайте госзакупок объявлено два аукциона по ремонту дорог и улиц в Кирове. Их суммарная стоимость превышает 1 млрд 187 млн рублей. В аукционах предусмотрено обеспечение: 5% от цены контракта - на заявку для участия, 20% - на исполнение контракта. Кроме того, по условиям госзаказа подрядчик должен установить гарантию качества на весь выполненный объем работ - 48 месяцев с даты подписания актов приемки, с предоставлением гарантийного паспорта.

Проведение аукционов назначено на 19 марта. Пока (по данным на 7 марта - «БН») ни одной заявки не поступило. Последний день их подачи — 14 марта. Согласно графику все работы необходимо выполнить с момента заключения контрактов до 31 августа 2018 года.

Напомним, сумма в 1,187 млрд рублей выделена на ремонт дорог Кирова в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». Всего за сезон планируется отремонтировать более 115 км дорог Кировской агломерации на общую сумму 1,460 млрд рублей: в Кирове (более 94 км), Слободском и Кирово-Чепецке.

Как только контракты были опубликованы, за их изучение взялись общественники. В конце прошлой недели в Общественной палате региона состоялось заседание по данному вопросу. По словам Константина Ситчихина, председателя региональной группы общественного контроля за ремонтом, содержанием дорожного покрытия и организацией дорожного движения, большой проблемой является то, что на аукционе представлено всего два лота и они очень крупные. Первый — 54 объекта на общую стоимость 786 млн рублей, второй — 28 объектов на 400 миллионов. Это уменьшает возможность падения цены по ним и может привести к снижению качества дорог в итоге, так как нет конкурентной борьбы.

— Лоты разбиты по территориальному признаку: 54 объекта — это центр города, 28 — пригородные зоны, сельские населенные пункты, Нововятский район и заречная часть, - ответил ему Дмитрий Печенкин, заместитель начальника управления благоустройства и транспорта администрации Кирова. - Почему только два лота? Это сделано для того, чтобы обеспечить качество проведения работ и выполнение гарантийных обязательств по ним. Кроме того, согласно конкурсной документации подрядная организация должна будет распределить работу так, чтобы 15% полученного объема отдать малым предприятиям. Планируется, что в конкурсе примут участие муниципальные или областные предприятия. С них требовать будет намного проще, чем с того подрядчика, который может зайти со стороны.

— Но наш город делится не на центральную часть и пригород, а на районы, - возразил Ситчихин. - Можно же контракты составить в зависимости от этого? А то получается, что сначала подрядчикам придется поработать в Нововятске, например, потом - в Садаках, а после этого - в Коминтерне. И при этом надо же постоянно перевозить технику с одной точки в другую.

В свою очередь общественники предложили разбить крупные контракты на более мелкие, чтобы в них мог принять участие и малый бизнес. Также они задались вопросом, а кто вообще из кировских компаний сможет взять на себя обязательства по таким крупным лотам, особенно по заявке на 700 млн рублей, где компания должна обладать как минимум 150 млн рублей уже в начале его исполнения. Оказалось, что это готовы сделать Вятавтодор и ГДМС.

— Мы сможем зайти на контракты с банковской гарантией. И мы будем заявляться и на 700 миллионов, и на 400, - сказал Василий Шабалин, главный инженер КОГП «Вятавтодор».

Банковская гарантия позволяет нам использовать такие средства, - отметил и Леонид Лобов, генеральный директор АО «Гордормостстрой». - Мы в состоянии выйти на большой заказ. На текущий момент компания проводит торги на поставку материалов, к началу строительного сезона все будет готово.

Прокуратура изучит жалобы

На заседании присутствовали и маленькие компании, которые также хотели бы принимать участие в торгах, но из-за того, что заявленные суммы слишком велики, не имеют для этого возможности. Причем это также местные подрядчики.

— В прошлом году мы помогали городу, и в этом году тоже готовы работать, - сказал Роман Варданян, директор компании «Тигран Великий». - Но у нашей организации нет таких средств, чтобы без банковской гарантии заявиться на такой лот. Если бы лот был, скажем, на 200 млн рублей, мы могли мы его освоить. Но наша организация с каждым годом растет, и наша конкурентоспособность увеличивается.

Общественники сказали также, что в УФАС по Кировской области подано две жалобы по поводу объявленных аукционов. Однако антимонопольщики никаких нарушений в них не выявили. По словам Ирины Фуфачевой, заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок кировского УФАС, заказчик имеет законное право составлять лоты таким образом. «Кроме того, почему мы говорим только о местных подрядчиках, у нас же действуют электронные аукционы и единство экономического пространства в нашей стране позволяет заявляться хоть со всей России», - подчеркнула она.

Общественники сразу возразили, что согласно закону это, конечно, возможно, но в реальности другие компании в наш регион не заходят. «Мы следим за ремонтом дорог с 2016 года, - рассказал Ситчихин. - И таких прецедентов почти не было. Подрядчикам из других городов не интересны наши небольшие объемы. В прошлом году мы видели лишь один из таких примеров — компания «Агентство развития перспективных технологий» выиграла один из контрактов. Качество ее работ оставляло желать лучшего».

С общественниками отчасти согласилась и прокуратура. Алексей Одинцов, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества прокуратуры региона, сказал, что лоты действительно нужно делить не просто по районам, а по связи улиц между собой. Также он отметил, что когда решение УФАС по жалобе будет оформлено в письменном виде, прокуратура возьмет его для изучения.

- Вы создаете условия для срыва контрактов, - заявил Виталий Брамм, замруководителя региональной группы общественного контроля за ремонтом дорог, обращаясь к администрации. - Принципы законодательства и права здесь нарушены. Судебная практика в других регионах разная. Многие считают, что лоты укрупнять нельзя и нужно давать возможность работать по контрактам малому бизнесу. Это точка зрения, которая была поддержана федеральным УФАС и Верховным судом. И она для меня более важна, чем позиция УФАС Кировской области. Если мы хотим жить в коммунизме, а не в рыночной экономики — валяйте. Но объясните это людям и президенту страны, который считает, что 40% госзаказов должно отдаваться малому бизнесу.

Мнения

Багир Шарифов, член региональной группы общественного контроля за ремонтом, содержанием дорожного покрытия и организацией дорожного движения:

- Если говорить об управлении государственной собственностью, то результаты этого процесса, к сожалению, не имеют высоких показателей. К нам уже обращаются представители дорожной отрасли и говорят, что крупным компаниям все равно придется отдавать что-то на субподряд. Мы в рыночной экономике живем или нет? А она предполагает состязательность, конкуренцию и экономию денег.

Если мы хотим помогать развиваться нашим местным компаниям, то давайте помогать всем. Иначе в чем тогда смысл президентских посланий о необходимости давать возможность участия в госконтрактах малому бизнесу.

В противоположном случае можно говорить об отсутствии здравого смысла в действиях наших чиновников. 

 

Ирина Фуфачева, заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок кировского УФАС: 

- Мы рассмотрели две жалобы, в которых речь шла о дорожных аукционах. Требований, которые бы позволили увидеть создание преимущества какому-либо участнику, из данной документации не было установлено.

Мы понимаем, что в нашей стране судебная практика по данному вопросу различна. Мы исходим из того, что это муниципальный заказ, деньги на ремонт дорог выделяются из муниципального бюджета, поэтому право формирования лота остается за заказчиком.

Стоял вопрос о том, что до конкурса не будет допущен малый бизнес. Но потом-то он будет привлечен к работе в качестве субподрядчиков. Поэтому данные условия законны.