Либерализация антимонопольного законодательства
Либерализация антимонопольного законодательства
с 6 января 2012 года вступил в силу «третий антимонопольный пакет» законов, завершающий реформу законодательства в этой сфере. поправки в основном коснулись федерального закона №401-фз «о защите конкуренции», но также внесены изменения в уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях, в лесной, водный, жилищный и градостроительный кодексы, в законы о естественных монополиях и электроэнергетике, о недрах и другие нормативные документы.
Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы:
По результатам рейтинга мировой ассоциации антимонопольных органов России в лице ФАС присвоена 19-я позиция. Это произошло потому, что Россия приняла гуманизированное законодательство, основанное на опыте лучших практик. Сегодня это признано всеми европейцами, американцами, нашими партнерами в Азии. И сейчас совместно с ними мы готовы начать расследование международных картелей в масштабах всего земного шара
Будущее России связано с очень большим количеством разных факторов, но для себя мы выделяем два наиболее важных – развитие и эффективная защита предпринимательства на основе свободной конкуренции.
Новые законодательные инициативы, два с половиной года прорабатываемые ФАС, призваны способствовать развитию свободной конкуренции на товарных рынках России и более эффективно пресекать монополистическую деятельность. «Третий антимонопольный пакет» ввёл послабления для добросовестных участников рынка, повысил ответственность нарушителей, ограничивающих свободу конкуренции, как из среды бизнеса, так и органов власти, а также расширил полномочия антимонопольного ведомства и наделил его дополнительными контролирующими функциями.
Основные изменения законодательства комментирует заместитель руководителя Управления ФАС по Кировской области Артём Молчанов.
ЗА КАРТЕЛЬНЫЙ СГОВОР -УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Впервые в антимонопольном законодательстве введено понятие «картель». Под ним понимается незаконное соглашение между конкурентами на одном рынке, которое влечёт ограничение конкуренции. Картель характеризуется четырьмя видами договорённостей: установление и поддержание цены (в том числе на торгах), раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу), отказ от заключения договора с определённым покупателем (так называемый бойкот), прекращение или отказ от производства товаров при наличии спроса. Несоблюдение этих запретов приведёт к уголовной ответственности: ст. 178 УК РФ предусматривает за создание картеля до 7 лет лишения свободы.
Наоборот, из уголовно наказуемой в сферу административной ответственности выведены такие понятия, как «согласованные действия» и «вертикальные соглашения». Штрафные санкции за эти нарушения составят 15 процентов от выручки.
А. Молчанов:
- На выявление и пресечение картелей с доведением дел до их логического завершения будут направлены основные усилия Кировского управления ФАС в наступившем году.
ДОСТУП К НАЦИОНАЛЬНОМУ БОГАТСТВУ
«Третий антимонопольный пакет» сделал прозрачными условия доступа к товарам и услугам естественных монополий. А Правительство РФ наделено правом формировать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий. В целом изменения повышают информационную доступность для потребителей и исключают злоупотребления со стороны естественных монополий.
А. Молчанов:
- В перечень сфер деятельности естественных монополий благодаря поправкам в Федеральный закон «О естественных монополиях» вошли водоснабжение и водоотведение. Это освободило УФАС от лишней волокиты по доказыванию очевидных фактов, потому что именно контроль за деятельностью монополистов в сфере энергетики и поставок ресурсов формирует основной объём работы ведомства. За злоупотребление доминирующим положением, не связанным с ограничением конкуренции, предусматривается штраф для юр. лиц в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей, а за злоупотребление доминирующим положением субъектом естественной монополии продолжают действовать «оборотные» штрафы. Также ФАС получила право вести реестры лиц, привлечённых к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, и реестры должностных лиц органов власти, привлечённых к ответственности за ограничение конкуренции.
СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА: КАК ЕЁ РАССЧИТАТЬ?
Новая редакция закона выработала новый подход к определению монопольно высоких цен. Цена не считается монопольно высокой, если она сформировалась в ходе биржевых торгов. При этом биржевая цена товара будет признана конкурентной, если торги удовлетворяли ряду условий: объём продаваемого монополистом товара соответствует установленному ФАС уровню, участник торгов представляет в антимонопольное ведомство список аффилированных лиц, реализация товара производится регулярно в сопоставимых объёмах.
Изменился и механизм оценки монопольно высоких цен. Теперь ФАС обязана сопоставлять их с ценами общемировыми и общепризнанных мировых индикаторов на глобальных рынках, должна учитывать результаты биржевых торгов и преимущественно использовать метод «сопоставимых рынков», который со временем вытеснит затратный способ расчёта цены.
А. Молчанов:
- Для нас чрезвычайно важно правильно определить справедливую, обоснованную цену на товар, потому что превышение её повлечёт за собой начало расследования.
Если, например, цена на лекарство, которое поступает по импорту, не превышает соответствующих цен в Прибалтике, Казахстане, Германии, США, то она не является монопольно высокой. А если внутренняя цена оказывается выше индекса мировых цен, она считается монопольно высокой. Это мы наблюдали в России, когда в кризис упали мировые цены на нефть, а цены на бензин внутри страны остались высокими.
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСРЕСУРСОВ
Качественные изменения антимонопольного законодательства произошли в отношении использования государственных ресурсов. Третьим пакетом введён механизм открытой продажи государственного имущества. На едином интернет-портале www.torgi.gov.ru с начала января можно увидеть всё, что закупается российским государством и органами местного самоуправления и как государство продаёт земельные, лесные, водные ресурсы страны, квоты на вылов биологических ресурсов, права на аренду государственного и муниципального имущества, приватизирует имущество, реализует конфискат и др.
А. Молчанов:
- Этот прозрачный информационный ресурс будет контролироваться ФАС. Такая открытость пока единственный пример в мировой практике, и мы уверены, что российские налогоплательщики вправе знать, как и на что расходуются бюджетные средства и природные ресурсы. В закон «О защите конкуренции» вводится новая статья, в которой прописан порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Антимонопольная служба сегодня наделена полномочиями приостанавливать торги, если поступила жалоба на действия продавцов, заказчиков или организаторов торгов, а затем по ускоренной процедуре в течение 7 дней рассмотреть обращение. Если нарушение подтвердится, гостендер будет отменён, а нарушители понесут наказание.
О ПРИВЛЕЧЕНИИК ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Административное законодательство ужесточило ответственность госвласти за антимонопольную деятельность. Сегодня позволяется наложить штраф и даже дисквалифицировать государственных чиновников за препятствование конкуренции. Виновные должностные лица по судебному решению на срок до 3 лет могут лишиться права занимать посты в государственной иерархии, если нарушат принципы свободного предпринимательства или ограничат конкуренцию
А. Молчанов:
- Вводятся запреты на создание дискриминационных условий любым нормативным актом, распоряжением или постановлением органов власти всех уровней. Запрещается создавать неравные условия хозяйствования для субъектов, входящих в одну категорию. Кроме того, нельзя взимать плату за непредусмотренные законодательством РФ государственные и муниципальные услуги или давать хозяйствующим субъектам указания о приобретении какого-либо товара. ФАС будет выявлять должностных лиц, которые за плату составляют договоры, выдают разного рода справки, ограничивают доступ к торгам по разным причинам, выбивают преференции для какой-то компании и др. Пока прецедентов с дисквалификацией госслужащих у нас в регионе не было, но не за горами тиражирование такой практики.
Спешу порадовать арендаторов государственного и муниципального имущества: в новой редакции закона добросовестный арендатор, если заканчивается срок действия договора аренды, имеет преимущественное право на заключение его на новый срок как минимум ещё на 3 года. А предприниматели, приобретшие в собственность муниципальное имущество на торгах, вправе сдавать его в субаренду без проведения аукциона.
ФАС УПОЛНОМОЧЕН ПРЕДОСТЕРЕЧЬ
Антимонопольное законодательство наряду с ужесточением карательных мер расширило предупредительную практику, направленную на предотвращение нарушений. Введены две правовые нормы - предостережение и предупреждение. Основанием для выдачи предостережения может служить публичное заявление хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке.
Предупреждения направляются ФАС, если действия организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, содержат явные признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выражаются в необоснованном отказе от заключения договора либо необоснованном навязывании условий такого договора своим контрагентам. Предупреждение выносится до возбуждения дела, и своевременное устранение нарушений не повлечёт административной ответственности.
А. Молчанов:
- Предостережение - это реакция на ценовой посыл, когда, например, компания заявляет о том, что в следующем году может быть рост цен до 50%. Мы будем выдавать предостережения таким хозяйствующим субъектам, что подобные заявления делать нельзя, так как они влекут за собой вполне понятные действия остальных участников рынка. Предупреждения будут выдаваться по двум категориям дел - это необоснованный отказ естественных монополий от заключения договора и навязывание условий договора. Если ответной реакции на такие предупреждения не последует, будут налагаться штрафы и другие санкции. В то же время необходимо отметить, что возбудить дело без предварительной выдачи предупреждения по таким нарушениям теперь будет нельзя. Это свидетельствует о расширении превентивной функции в деятельности антимонопольного органа по отношению к функции применения административной ответственности.
Эти обе процедуры введены для тех предприятий, которые неумышленно преступили закона и в дальнейшем, устранив нарушения, будут следовать правовым нормам.
... И НАКАЗАТЬ
Процедура начисления штрафов за нарушение антимонопольного законодательства стала понятной и прозрачной. Определена базовая сумма, которая может быть увеличена или уменьшена с учётом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
А. Молчанов:
- Размеры санкций по административным правонарушениям в новом законодательстве остались на прежнем уровне, но сам подход к расчётам штрафов претерпел некое революционное изменение. Если нет ни смягчающих, ни отягчающих вину обстоятельств, то сумма штрафа будет равняться половине предусмотренной законом санкции. При наличии обстоятельств будет увеличиваться или уменьшаться на 1/8 за каждое действо. Перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств чётко прописан в КоАП РФ. Например, смягчающий коэффициент применяется к обстоятельствам, не повлекшим ущерба, а также за добровольное устранение нарушений, участие в соглашении, но не в качестве координатора и др. В итоге сам нарушитель по этой математической формуле сможет подсчитать сумму штрафа.
В 2011 году в УФАС по Кировской области поступило 279 жалоб, а максимальная сумма штрафов составила около 4 млн рублей. По сравнению с другими регионами это очень скромные цифры. Хотя я уверен, что торговые сети по некоторым позициям нарушают антимонопольное законодательство, но ни одного заявления на них не поступало. Понятно, что поставщики не хотят портить отношения с ритейлом. Телефонные звонки были, но по анонимной информации мы не работаем, а нарушения надо выявлять. Мы проводили проверку в отношении торговых сетей, но далеко не всё она выявила.
ПОСЛАБЛЕНИЕ НЕКРУПНОМУ БИЗНЕСУ
В законе «О защите конкуренции», в главе о контроле экономической концентрации существенно повышены пороговые значения активов (с 3 до 7 млрд руб.) и оборота (с 6 до 10 млрд руб.) компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок - слияние, присоединение, создание коммерческих организаций, сделки с их акциями, имуществом, правами и др.
А. Молчанов:
- Под экономической концентрацией в законе «О защите конкуренции» понимаются такие сделки и действия, которые существенным образом изменят конкурентную среду. Эта инициатива имела целью снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьёзных нарушениях антимонопольного законодательства.
Кроме того, исключена обязанность финансовых организаций направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых между ними или с органами исполнительной власти РФ или регионов. Также существенно снижено количество документов, которые нужно представлять для обоснований по ходатайствам.
СДЕЛКИ С ИНОСТРАННЫМИ КОМПАНИЯМИ
«Третий пакет» распространяет действие закона «О защите конкуренции» на сделки с иностранными компаниями, если они влияют на ситуацию с конкуренцией в России. В частности, чётко определён круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом.
Главный критерий отбора - объём товарооборота на территории РФ, который не должен превышать одного миллиарда рублей в
год.
А. Молчанов:
- В мире принят такой подход, что если в какой-либо стране совершаются сделки по слиянию и поглощению, то это неизбежно влияет на экономику других государств. Поэтому ФАС России вправе рассматривать сделки, которые проходят за пределами нашей страны, но влияют на наш национальный рынок.
РАСШИРЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ
В третьем антимонопольном пакете введены дополнительные основания предоставления преференций. Региональные власти вправе самостоятельно предоставлять преференции, льготные ставки по аренде, прямые субсидии, если эти преференции предоставляются в равной мере каждому участнику товарного рынка. Кроме того, не требуется теперь предварительное согласование антимонопольного органа, если преференции предоставляются в соответствии с региональными или муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
А. Молчанов:
- Раньше прежде чем подписать распоряжение о преференциях для той или иной компании, необходимо было запросить согласие ФАС. Мы проверяли, не нарушается ли в этом случае конкуренция. Сегодня органы власти получили большие возможности решать эти вопросы, не спрашивая ФАС. Но за нами сохраняется жёсткая контрольная функция. То есть конкретное должностное лицо, принявшее незаконное решение, будет нести административную ответственность за нарушение правил по предоставлению преференций, включая опасность дисквалификации по судебному решению.
Меркурий № 154 Февраль 2012
Ольга Назарова