Либерализация антимонопольного законодательства

Либерализация антимонопольного законодательства

 

с 6 января 2012 года вступил в силу «третий антимонопольный пакет» законов, завершающий реформу законодательства в этой сфере. поправки в основном коснулись федерального закона №401-фз «о защите конкуренции», но также внесены изменения в уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях, в лесной, водный, жилищный и градостроительный кодексы, в законы о естественных монополиях и электроэнергетике, о недрах и другие нормативные документы.

 

 

Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы:

По результатам рейтинга мировой ассоциации антимонопольных органов России в лице ФАС присвоена 19-я позиция. Это произошло потому, что Россия приняла гуманизированное законодательство, основанное на опыте лучших практик. Сегодня это признано всеми европейцами, американцами, нашими партнерами в Азии. И сейчас совместно с ними мы готовы начать расследование международных картелей в масштабах всего земного шара

 

Будущее России связано с очень большим количеством разных факторов, но для себя мы выделяем два наиболее важных – развитие и эффективная защита предпринимательства на основе свободной конкуренции.

 

 

Новые законодательные инициативы, два с половиной года прорабатываемые ФАС, призваны способствовать развитию свободной конкуренции на товарных рынках России и более эффективно пресекать монополистическую деятельность. «Третий антимонопольный пакет» ввёл послабления для добросовестных участников рынка, повысил ответственность нарушителей, ограничивающих свободу конкуренции, как из среды бизнеса, так и органов власти, а также расширил полномочия антимонопольного ведомства и наделил его дополнительными контролирующими функциями.

Основные изменения законодательства комментирует заместитель руководителя Управления ФАС по Кировской области Артём Молчанов.

 

ЗА КАРТЕЛЬНЫЙ СГОВОР -УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Впервые в антимонопольном законодательстве введено понятие «картель». Под ним понимается незаконное соглашение между конкурентами на одном рынке, которое влечёт ограничение конкуренции. Картель характеризуется четырьмя видами договорённостей: установление и поддержание цены (в том числе на торгах), раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу), отказ от заключения договора с определённым покупателем (так называемый бойкот), прекращение или отказ от производства товаров при наличии спроса. Несоблюдение этих запретов при­ведёт к уголовной ответственности: ст. 178 УК РФ предусматривает за создание картеля до 7 лет лишения свободы.

Наоборот, из уголовно наказуемой в сферу административной ответствен­ности выведены такие понятия, как «со­гласованные действия» и «вертикальные соглашения». Штрафные санкции за эти нарушения составят 15 процентов от выручки.

 

А. Молчанов:

- На выявление и пресечение картелей с доведением дел до их логического завершения будут направлены основные усилия Кировского управления ФАС в наступившем году.

 

ДОСТУП К НАЦИОНАЛЬНОМУ БОГАТСТВУ

 

«Третий антимонопольный пакет» сделал прозрачными условия доступа к то­варам и услугам естественных монополий. А Правительство РФ наделено правом формировать правила недискриминаци­онного доступа к объектам инфраструк­туры естественных монополий. В целом изменения повышают информационную доступность для потребителей и ис­ключают злоупотребления со стороны естественных монополий.

А. Молчанов:

- В перечень сфер деятельности есте­ственных монополий благодаря поправкам в Федеральный закон «О естественных монополиях» вошли водоснабжение и водоотведение. Это освободило УФАС от лишней волокиты по доказыванию очевидных фактов, потому что именно контроль за деятельностью монополистов в сфере энергетики и поставок ресурсов формирует основной объём работы ведом­ства. За злоупотребление доминирующим положением, не связанным с ограниче­нием конкуренции, предусматривается штраф для юр. лиц в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей, а за злоупотребление доминирующим положением субъектом естественной монополии продолжают действовать «оборотные» штрафы. Также ФАС получила право вести реестры лиц, привлечённых к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, и реестры должностных лиц органов власти, привле­чённых к ответственности за ограничение конкуренции.

 

СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА: КАК ЕЁ РАССЧИТАТЬ?

 

Новая редакция закона выработала новый подход к определению монопольно высоких цен. Цена не считается монополь­но высокой, если она сформировалась в ходе биржевых торгов. При этом биржевая цена товара будет признана конкурентной, если торги удовлетворяли ряду условий: объём продаваемого монополистом то­вара соответствует установленному ФАС уровню, участник торгов представляет в антимонопольное ведомство список аффилированных лиц, реализация товара производится регулярно в сопоставимых объёмах.

Изменился и механизм оценки моно­польно высоких цен. Теперь ФАС обязана сопоставлять их с ценами общемировыми и общепризнанных мировых индика­торов на глобальных рынках, должна учитывать результаты биржевых торгов и преимущественно использовать метод «сопоставимых рынков», который со временем вытеснит затратный способ расчёта цены.

А. Молчанов:

- Для нас чрезвычайно важно пра­вильно определить справедливую, обо­снованную цену на товар, потому что превышение её повлечёт за собой начало расследования.

Если, например, цена на лекарство, которое поступает по импорту, не превышает соответствующих цен в При­балтике, Казахстане, Германии, США, то она не является монопольно высокой. А если внутренняя цена оказывается выше индекса мировых цен, она считается монопольно высокой. Это мы наблюдали в России, когда в кризис упали мировые цены на нефть, а цены на бензин внутри страны остались высокими.

 

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСРЕСУРСОВ

 

Качественные изменения антимоно­польного законодательства произошли в отношении использования государ­ственных ресурсов. Третьим пакетом введён механизм открытой продажи государственного имущества. На едином интернет-портале www.torgi.gov.ru с начала января можно увидеть всё, что закупается российским государством и органами местного самоуправления и как государство продаёт земельные, лесные, водные ресурсы страны, квоты на вылов биологических ресурсов, права на аренду государственного и муниципального имущества, приватизирует имущество, реализует конфискат и др.

А. Молчанов:

- Этот прозрачный информационный ресурс будет контролироваться ФАС. Такая открытость пока единствен­ный пример в мировой практике, и мы уверены, что российские налогопла­тельщики вправе знать, как и на что расходуются бюджетные средства и природные ресурсы. В закон «О защите конкуренции» вводится новая статья, в которой прописан порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Анти­монопольная служба сегодня наделена полномочиями приостанавливать торги, если поступила жалоба на действия про­давцов, заказчиков или организаторов торгов, а затем по ускоренной процедуре в течение 7 дней рассмотреть обращение. Если нарушение подтвердится, гостендер будет отменён, а нарушители понесут наказание.

 

О ПРИВЛЕЧЕНИИК ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Административное законодательство ужесточило ответственность госвласти за антимонопольную деятельность. Сегодня позволяется наложить штраф и даже дисквалифицировать государственных чиновников за препятствование конку­ренции. Виновные должностные лица по судебному решению на срок до 3 лет могут лишиться права занимать посты в государственной иерархии, если нарушат принципы свободного предприниматель­ства или ограничат конкуренцию

А. Молчанов:

- Вводятся запреты на создание дискриминационных условий любым нормативным актом, распоряжением или постановлением органов власти всех уровней. Запрещается создавать неравные условия хозяйствования для субъектов, входящих в одну категорию. Кроме того, нельзя взимать плату за не­предусмотренные законодательством РФ государственные и муниципальные услуги или давать хозяйствующим субъектам указания о приобретении какого-либо товара. ФАС будет выявлять должностных лиц, которые за плату составляют до­говоры, выдают разного рода справки, ограничивают доступ к торгам по разным причинам, выбивают преференции для какой-то компании и др. Пока прецедентов с дисквалификацией госслужащих у нас в регионе не было, но не за горами тиражирование такой практики.

Спешу порадовать арендато­ров государственного и муни­ципального имущества: в новой редакции закона добросовестный арендатор, если заканчивается срок действия договора аренды, имеет преимущественное право на заключение его на новый срок как минимум ещё на 3 года. А предприниматели, приобретшие в собственность муниципальное имущество на торгах, вправе сдавать его в субаренду без про­ведения аукциона.

 

ФАС УПОЛНОМОЧЕН ПРЕДОСТЕРЕЧЬ

 

Антимонопольное законода­тельство наряду с ужесточением карательных мер расширило предупредительную практику, направленную на предотвращение на­рушений. Введены две правовые нормы - предостережение и предупреждение. Основанием для выдачи предостережения может служить публичное заявление хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке.

Предупреждения направляются ФАС, если действия организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, содержат явные признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выражаются в необоснованном отказе от заключения договора либо необоснованном навязывании условий такого договора своим контрагентам. Предупреждение выносится до возбуж­дения дела, и своевременное устранение нарушений не повлечёт административной ответственности.

 

А. Молчанов:

- Предостережение - это реакция на ценовой посыл, когда, например, компания заявляет о том, что в следую­щем году может быть рост цен до 50%. Мы будем выдавать предостережения таким хозяйствующим субъектам, что подобные заявления делать нельзя, так как они влекут за собой вполне понятные действия остальных участников рынка. Предупреждения будут выдаваться по двум категориям дел - это необоснован­ный отказ естественных монополий от заключения договора и навязывание усло­вий договора. Если ответной реакции на такие предупреждения не последует, будут налагаться штрафы и другие санкции. В то же время необходимо отметить, что воз­будить дело без предварительной выдачи предупреждения по таким нарушениям теперь будет нельзя. Это свидетельствует о расширении превентивной функции в деятельности антимонопольного органа по отношению к функции применения административной ответственности.

Эти обе процедуры введены для тех предприятий, которые неумышленно преступили закона и в дальнейшем, устранив нарушения, будут следовать правовым нормам.

 

... И НАКАЗАТЬ

 

Процедура начисления штрафов за нарушение антимонопольного законода­тельства стала понятной и прозрачной. Определена базовая сумма, которая может быть увеличена или уменьшена с учётом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

А. Молчанов:

- Размеры санкций по административ­ным правонарушениям в новом законода­тельстве остались на прежнем уровне, но сам подход к расчётам штрафов претерпел некое  революционное изменение. Если нет ни смягчающих, ни отягчающих вину обстоятельств, то сумма штрафа будет равняться половине предусмотренной законом санкции. При наличии обстоя­тельств будет увеличиваться или умень­шаться на 1/8 за каждое действо. Перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств чётко прописан в КоАП РФ. Например, смягчающий коэффициент применяется к обстоятельствам, не повлекшим ущерба, а также за добровольное устранение нарушений, участие в соглашении, но не в качестве координатора и др. В итоге сам нарушитель по этой математической формуле сможет подсчитать сумму штрафа.

В 2011 году в УФАС по Кировской области поступило 279 жалоб, а макси­мальная сумма штрафов составила около 4 млн рублей. По сравнению с другими регионами это очень скромные цифры. Хотя я уверен, что торговые сети по не­которым позициям нарушают антимоно­польное законодательство, но ни одного заявления на них не поступало. Понятно, что поставщики не хотят портить от­ношения с ритейлом. Телефонные звонки были, но по анонимной информации мы не работаем, а нарушения надо выявлять. Мы проводили проверку в отношении торговых сетей, но далеко не всё она выявила.

 

ПОСЛАБЛЕНИЕ НЕКРУПНОМУ БИЗНЕСУ

 

В законе «О защите конкуренции», в главе о контроле экономической концентрации существенно повышены пороговые значения активов (с 3 до 7 млрд руб.) и оборота (с 6 до 10 млрд руб.) компаний, при которых требуется пред­варительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок - слияние, присоединение, создание коммерческих организаций, сделки с их акциями, имуществом, правами и др.

 

А. Молчанов:

- Под экономической концентрацией в законе «О защите конкуренции» понимаются такие сделки и действия, которые существенным образом изменят конкурентную среду. Эта инициатива имела целью снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосре­доточиться на серьёзных нарушениях антимонопольного законодательства.

Кроме того, исключена обязанность финансовых организаций направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых между ними или с органами исполни­тельной власти РФ или регионов. Также существенно снижено количество до­кументов, которые нужно представлять для обоснований по ходатайствам.

 

СДЕЛКИ С ИНОСТРАННЫМИ КОМПАНИЯМИ

 

«Третий пакет» распространяет дей­ствие закона «О защите конкуренции» на сделки с иностранными компаниями, если они влияют на ситуацию с конку­ренцией в России. В частности, чётко определён круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом.

Главный критерий отбора - объём товарооборота на территории РФ, который не должен превышать одного миллиарда рублей в

год.

А. Молчанов:

- В мире принят такой подход, что если в какой-либо стране совершаются сделки по слиянию и поглощению, то это неизбежно влияет на экономику других государств. Поэтому ФАС России вправе рассматривать сделки, которые проходят за пределами нашей страны, но влияют на наш национальный рынок.

 

РАСШИРЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ

 

В третьем антимонопольном пакете введены дополнительные основания предоставления преференций. Регио­нальные власти вправе самостоятельно предоставлять преференции, льготные ставки по аренде, прямые субсидии, если эти преференции предоставляются в равной мере каждому участнику товар­ного рынка. Кроме того, не требуется теперь предварительное согласование антимонопольного органа, если префе­ренции предоставляются в соответствии с региональными или муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

 

А. Молчанов:

- Раньше прежде чем подписать распоряжение о преференциях для той или иной компании, необходимо было запросить согласие ФАС. Мы про­веряли, не нарушается ли в этом случае конкуренция. Сегодня органы власти получили большие возможности решать эти вопросы, не спрашивая ФАС. Но за нами сохраняется жёсткая контрольная функция. То есть конкретное долж­ностное лицо, принявшее незаконное решение, будет нести административную ответственность за нарушение правил по предоставлению преференций, включая опасность дисквалификации по судебно­му решению.

 

Меркурий № 154 Февраль 2012

Ольга Назарова