УФАС ударит по картелям

В 2012-2013 гг. Кировским УФАС России в рамках осуществления контроля за размещением государственных и муниципальных заказов были рассмотрены несколько дел о нарушении закона «О защите конкуренции». Во время торгов цены искусственно завышались, занижались или удерживались на определенном уровне.

Использовалась так называемая система «таран». Участники Соглашения реализовывали единую стратегию поведения: двое из участников Соглашения в течение короткого промежутка времени поочередно снижали цену контракта на существенную величину, пока не убедились, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона. Затем третий участник Соглашения в течение десяти минут следующих после окончания аукциона предлагает цену, незначительно ниже начальной (максимальной) цены контракта, что должно привести к признанию победителем такого третьего участника, поскольку заранее известно, что вторые части двух остальных участников Соглашения будут признаны не соответствующими документации аукциона в связи с не предоставлением документов (допусков СРО и др.) или нахождением таких участников в Реестре недобросовестных поставщиков.

 

Подобная схема обеспечения заключения контракта с избранной организацией по цене, максимально приближенной к начальной (максимальной) цене контракта, стала возможна в результате сформулированных в части 3 статьи 41.9, части 1 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ правил, согласно которым решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме принимается на основании результатов рассмотрения только первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а окончательное решение о заключении контракта принимается после рассмотрения вторых частей указанных заявок, которое проводится после процедуры аукциона. 

Таким образом, Законом № 94-ФЗ была установлена возможность допуска к участию в процедуре аукциона организаций, объективно не отвечающих требованиям, предъявляемым к участникам аукциона, лишив при этом организаторов аукционов возможности отсева этих организаций до их допуска к процедуре проведения аукциона. Подобная ситуация сохраняется и сейчас, в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Как видно, данными пробелами и несоответствиями законодательства пользуются недобросовестные организации, создающие условия для победы в аукционе организациям, предлагающим не самые выгодные предложения из возможных. Данные действия направлены на дискредитацию системы закупок, сговор, ограничивающий конкуренцию, влекут снижение эффективности закупок.

На основании этого, УФАС предлагает всем заказчикам принять активное участие в совместной борьбе с картелями участников закупок и направлять в Кировское УФАС России информацию по закупкам (заказам в 2013), в которых участники значительно снижали начальную (максимальную) цену контракта, а при подведении итогов закупки вторые части заявок этих участников признавались не соответствующими требованиям законодательства и аукционной документации, и контракт заключается с другим участником аукциона.