Территория бизнеса от 26.03.14

Печатная версия передачи, часть 1:
 
Ведущая — Татьяна Ситникова
Тема — Закон о рекламе
Гости — Вячеслав Клиндухов, Артем Молчанов

Т. Ситникова: Добрый день. Мы начинаем очередной выпуск программы «Территория бизнеса». У микрофона Татьяна Ситникова. Напомню, что это наш совместный проект нашей радиостанции с Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, так что его руководителя, Вячеслава Клиндухова, наверное, я представляю не как гостя, а как полноправного соведущего сегодняшнего эфира. Не возражаете, Вячеслав?

В. Клиндухов: Конечно, нет. 

Т. Ситникова: Мы уже не в первый раз обращаемся к малому и среднему бизнесу, давая дельные советы, повышая грамотность, в общем-то, это и есть главная идея данной программы. Выбор темы сегодня был за вами, так что, пожалуйста, раскройте карты.

В. Клиндухов: Спасибо, все карты сейчас раскроем. Начав серию передачи еще в конце того года, в начале прошлого мы остановились на итогах работы за прошлый год, подчеркнули и сказали, что впервые областной фонд так высоко взлетел, что называется — мы попали в «топ-5» лучших микрофинансовых организаций с гос.участием по всей России, заняв сразу второе место. Жаль, что не первое, но есть куда расти. Второе место из 80 субъектов, конечно, заслуга и предпринимателей, и нас, и правительства, и руководства, и всех коллег. Поэтому мы продолжаем полюбившийся или не полюбившийся, критикуемый или не критикуемый, мы продолжаем наш проект, который мы вместе с вами придумали, создали — это программа «Территория бизнеса». Мы считаем, что просто приходить и рассказывать, какие мы молодцы, как мы помогаем, что-то получается, что-то нет, а мы приглашаем наших коллег, партнеров, экспертов, профессионалов в своих отраслях.

Т. Ситникова: Думаю, что эксперт уже готов, он выпил кофе, у него хорошее настроение. Пожалуйста, представляйте.

В. Клиндухов: Кофе выпили все, и поэтому мы готовы. Хочется представить, хотя, думаю, что этот человек в представлении не нуждается — Артем Владимирович Молчанов, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области.

Т. Ситникова: Я хотела, чтобы именно вы это сделали, потому что Артем часто бывает в гостях на нашей площадке, дает комментарии. Итак, сегодня, я уже в курсе этой темы, закон о рекламе — это тема, которую мы хотели вынести на «Территорию бизнеса». Почему есть такая необходимость? К закону о рекламе возвращаются постоянно, немало скандальных историй. Лично мое впечатление — сегодня СМИ просто захлестнуло обращениями к бизнес-сообществу, «берите деньги, берите проценты у нас». Часто Артем Владимирович «наступает на грабли» бизнес-сообщества...

А. Молчанов: Всем доброе утро. Вопрос о законе о рекламе постоянно в работе антимонопольного органа, это не проблема, которая возникла сейчас. Мы по блоку рекламы занимаемся отдельно, существует отдел, который ведет это направление. Это направление находится на поверхности. Какие-то моменты мы можем не замечать, где-то нужен серьезный анализ, исследования, но рекламу видим все мы — наружная реклама, газеты, телевизор, по радио слышим. Те требования, которые заложены в законе о рекламе, постоянно модернизируются. Иногда нарушения связаны с незнанием, то есть, новые изменения еще не дошли до конечного адресата. Мы сегодня понимаем, что без рекламы развитие просто невозможно.

Т. Ситникова: Реклама — двигатель торговли, сказано давно и не нами.

А. Молчанов: Да, так оно и есть. Это не только двигатель торговли, но в том числе двигатель негативных явлений. Если мы не будем обращать внимания на процессы, которые происходят, они могут касаться не только финансовой составляющей, но и моральной, этической, какой угодно, потому что это то, что должно попасть нам в мозг, дойти до нас, получить конечный результат. Я тоже расскажу о достижениях, которые у нас есть. В нашем учреждении вопросы рекламы стояли всегда достаточно хорошо. По 2012 году наше Управление занимало вторую позицию в рейтинге региональных управлениях ФАС по работе с незаконной рекламой. Есть определенные наработки, определенная практика. Сегодняшняя тема не случайна. Переходя сейчас к тому, почему захлестнуло — конечно, определенные процессы финансовой нестабильности, которые с 2008 года мы переживаем с определенными этапами, где-то лучше, где-то хуже, в кончено итоге пришли к тому, что рынок микрофинансов, кредитов сегодня весьма активизирован. Конечно, сегодня потребность в привлечении денежных средств, не только для бизнеса, но и для физических лиц, весьма велика и актуальна. Сейчас стали появляться требования в законе о том, какая должна быть эта реклама, какие должны быть у нее ограничения. На самом деле, они чем-то новым не отличаются. Есть общие правила. Реклама должна быть достоверной, полной и не нарушающей принципы добросовестной конкуренции — вот то, что касается и бизнеса, и нас с вами.

Т. Ситникова: Тот факт, что это все нарушается в жизни, уже другой момент. Вячеслав, вы ведь тоже даете рекламу?

В. Клиндухов: Да, конечно.

Т. Ситникова: 5,5% годовых. Я как обыватель размышляю: когда дорого — нам не нравится, когда дешево, возникает вопрос... Ну я сказала, что дешево, потому что процент очень привлекателен для бизнеса. 

В. Клиндухов: Мы не можем сказать, что он самый низкий, мы говорим, что очень привлекательный.

Т. Ситникова: Да, и думаешь, что что-то тут нечисто наверняка. Наверное, раз мы говорим о повышении грамотности бизнес-сообщества, нужно сделать акцент на том, на что в первую очередь обращать внимание, как правильно строить рекламу, чтобы она действовала, да?

В. Клиндухов: Спасибо, вопрос очень важный. Есть базовая ставка, как говорят банкиры, это та ставка, которая указана в процентах годовых за пользование кредитными ресурсами. В случае областного фонда это заемные ресурсы, потому что мы выдаем займы. 5,5% годовых — это и базовая ставка, и она же полная стоимость кредита, то есть, нет каких-то комиссий за пользование кредита, за сопровождение. Мы не кредитная организация, мы не ведем расчетные счеты, ссудные счета, то есть, дополнительных средств за пользование заемными средствами просто не существует. Когда коллеги, в том числе кредитная кооперация, микрофинансовые организации рекламируют стоимость своих финансовых услуг, займов, которые они предоставляют либо в процентах в дневном эквиваленте, в недельном, в месячном, либо говорят: «Возьмите у нас 10 тысяч рублей, а через неделю отдайте 15 тысяч рублей». Нужно понимать, что в месяц это уже 200% годовых, в год уже 2400% годовых. Когда ты сравниваешь 5,5% и даже 25% годовых — думаю, очевидно все.

Т. Ситникова: Думаю, бизнес умеет считать, главное — быть внимательными. Почему я попросила Вячеслава провести небольшую рекламную акцию в нашем эфире, чтобы реально разобрать те моменты, на что должно обращать внимание предприниматель, работая с рекламой.

А. Молчанов: На самом деле, все было сказано очень правильно, с той же аксиомой, о которой мы говорили — информация должна быть полной и достоверной. Когда мы говорим про финансовую услугу - в ней, если говорит кто-то, рекламирующий свой продукт, об одном условии, то он должен раскрывать все. Нераскрытие всех условий — однозначно ненадлежащая реклама, вводящая в заблуждение. Конечно, мы все с вами можем говорить: вы умеете читать, вот вам дали условия рекламы, читайте, плохо видите — наденьте очки, подойдите поближе и посмотрите все условия в договоре и только после этого заключайте его. Это все правильно. Есть замечательная фраза — «незнание закона не освобождает от ответственности», если я в чем-то ошибся, то виноват не кто-то другой, а я сам. Это все замечательно и правило, но задача законодательства о рекламе — эти вещи де юре запретить. Если есть условия о процентной ставке — скажите тогда, какие еще есть условия к тому, чтобы я получил 24% годовых. Я иду и вижу, что на щите написано: «24% годовых». Что это такое? Это вклад, это займ? Кроме 24%, что будет еще? Или, допустим, если сегодня я беру под 24% — это все-таки годовые, или, как было сказано, через неделю надо отдать, и сколько это в рублях? 

Т. Ситникова: Все это должно быть на рекламном щите?

А. Молчанов: Это все должно быть в рекламе, все должно быть раскрыто. Есть такое понятие, как имиджевая реклама, которая может не включать в себя какие-либо условия. Просто кредитная организация заявляет, что она ориентирована на достижения полезного результата — это имиджевая реклама, я рекламирую сам себя. Пожалуйста, не раскрывайте тогда условия ваших сделок, предложений финансовых. Имиджевая реклама не касается продукта. Если есть какое-то условие — не обязательно цифра, может быть другое условие, касающееся сроков, дополнительных комиссий, страхований, которые могут быть при предоставлении тех или иных продуктов, тогда говорите про все, потому что в конечном итоге я, воспринимая рекламу, уже должен в настоящий момент понимать, сколько это будет в рублях, если я заключу с вами договор. Тогда эта реклама полная. Наверное, большое количество дел как раз касается именно таких ситуаций, когда не раскрывается вся информация. Вторая категория дел — когда видно, но не все, видно, но мелким шрифтом.

Т. Ситникова: С этим мелким шрифтом уже столько борьбы велось.

А. Молчанов: Велось много борьбы потому, что на сегодняшний день до сих пор не принято регламента, который бы определял это соотношение. Что такое мелкий шрифт? Сегодня это оценочная категория. Мы видим, что висит щит, на котором написано «15% годовых», а внизу видно, что что-то написано, но что — непонятно. Вот у меня зрение -5. говорят, подойди поближе. Кто-то говорит, что у него зрение 1, и что, в этом случае приглашать эксперта-офтальмолога? На сегодняшний день не принято регламента, определяющего соотношения, поэтому такое споры возникают. У нас есть механизм доказывания, как это должно происходить. Русский человек же хитрый: когда возникает ограничения, то появляется масса вариантов, как его обойти, и с этими обходами приходится сражаться. 

Т. Ситникова: Научились?

А. Молчанов: Нет предела совершенству, и нет предела поискам вариантов борьбы с такими обходами. Мы говорим: вот есть рекламный щит, на щите информация, и буквы маленькие. Они настолько малы, что даже офтальмолог говорит, что при зрении 1 эти буквы не увидеть, даже подойдя очень близко. А если учитывать то, что мы воспринимаем рекламу, проезжая на транспортном средстве, проходя мимо... Пишем заключение, после этого буквы становятся больше, но это темно-зеленые буквы на зеленом фоне. 

Т. Ситникова: То есть, вот так действовала одна из фирм... 

А. Молчанов: Вопрос заключается не в том, что буквы должны быть какими-то, а в том, чтобы реклама должна восприниматься в полном объеме. Не может быть рекламы, которая не воспринимается. Хорошо, что варианты таких дел у нас есть и мы пытаемся такие вещи исправлять. Мы там еще раз возбудили, еще раз приняли решение. Мы все-таки бы хотели, чтобы такой регламент появился.