Территория бизнеса от 31.03.14

Печатная версия передачи, часть 2:

Ведущая — Татьяна Ситникова
Гости — Вячеслав Клиндухов, Артем Молчанов

Т. Ситникова: Вячеслав, вы все время с бизнес-сообщестом общаетесь, задают вопросы, едут со всей области — областной же фонд. Есть случаи, когда люди рассказывают вам истории, когда они «обожглись» и в конце концов пришли к вам?

В. Клиндухов: Конечно, есть. Я не буду говорить в виде рекламы, что все, кто-то «обожглись», приходите к нам, это некорректно с нашей стороны. Мы видим даже на примере банковского сообщества, реклама банковского сообщества, финансовых услуг, областного фонда корректная, четкая, понятная. Не буду говорить за всех, но мы никого в заблуждение не вводим, не вводили и не введем, потому что, когда клиент, потенциальный заемщик либо просто предприниматель, которого заинтересовала реклама, проезжал на транспорте, слышал по радио, видел по телевидению рекламный ролик, он пришел, и мы обязаны предоставить документацию о всех условиях наших займов, в том числе и стоимостных условиях, потому что кроме стоимостных, условий несколько, и когда клиент понимает, что такое 5,5% годовых для социально ориентированного бизнеса, для бизнеса, который входит в приоритет нашей экономики, для «чистого» бизнеса — где-то 8-9% это торговля. Почему мы всегда на теме повышения финансовой грамотности концентрируемся — мы призываем любого предпринимателя, любое физическое лицо нашей страны и области. Если реклама того или иного продукта, в том числе займа или кредита вызвала интерес, то приходите в офис и получите консультацию по полной стоимости, сколько вы в итоге заплатите за год в рублях. Разделите эту сумму на миллион вместе с консультантом этой фирмы. Если консультант не идет на встречу, он рассказывает устно. Вот так и так, все рассказывается в договоре. А договор можно взять с собой? Нет-нет, зачем, вы подпишите здесь и сколько угодно изучайте его дома. Это не так, так делать нельзя. Если предприниматель сам не дорабатывает эту ситуацию, ведь есть такое понятие, как договорные отношения. Заимодавцы говорят: так мы же договорились! Там 50% годовых базовой ставки, различные платы за непредусмотренное досрочное гашение в больших суммах, чем определено в графике. Вы сами знаете, что есть гашение займов кредитов в конце срока — взял миллион, через год погасил, год платишь проценты, либо ежемесячный график гашения, либо индивидуальная график в зависимости от сезона, ведь многие виды бизнеса подвержены сезонности. Когда предприниматели хотят займ погасить досрочно, они прибегают к нам и говорят, что взяли у коллег, пусть под 50% годовых, но деньги срочно были нужны, и когда они видят рекламу 5,5%, 8-9%, прибегают закрывать те займы, бухгалтер посчитал и сказал: «Иван Иванович, что же ты делаешь, это же дорого — за 500 тысяч платить минимум 250 тысяч % по году». Коллеги говорят, что вот же, у нас в договоре мелким шрифтом прописано об условиях гашения досрочно... Они теряют клиента и теряют с него доход, и чтобы как-то его восполнить, берут 5% с суммы за досрочное гашение.

Т. Ситникова: Вячеслав, я вас не прерывала. Будем считать, что это была мини-лекция. В общем-то, это и есть идея нашей программы. Думаю, что финал мы все-таки отдадим Артему Владимировичу Молчанову, потому что они приведет некую статистику. Насколько часто вы сталкиваетесь с делами, возбуждаете их?

А. Молчанов: По статистике обычно бывают не очень интересные цифры. Самое главное, что хочу сказать — сегодня сфера рекламы финансовых услуг в нашем отделе занимает довольно большую долю, 39 дел в прошлом году было возбуждено. Результат этих дел — выдано предписание о прекращении нарушений, то есть, изъятие этой незаконной рекламы из информационного пространства и административные штрафы.

Т. Ситникова: Они очень серьезные, кстати, сейчас.

А. Молчанов: Достаточно серьезные штрафы: для должностных лиц — от 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 тысяч рублей. То есть, это достаточно немаленькая сумма, которая может быть. У нас привлечены не только малые организации. По прошлому году привлечены и банки. Я бы не хотел называть конкретно, если интересно — можно на нашем сайте посмотреть. Главное, что идет процесс исправления, вот какую задачу мы перед собой ставим. Большое количество дел в этой сфере связано еще знаете с чем... Было приглашение связаться с консультантом. Мы в прошлом году объявили ежегодный конкурс среди студентов - «Реклама и право». Можно к нему по-разному относиться...

Т. Ситникова: Много ребят-рекламщиков учится, да?

А. Молчанов: Это и рекламщики, и юристы, мы не ограничиваем, мы говорим, что хотим работать со студентами. Мы были немножко удивлены, потому что, объявив конкурс первый раз в прошлом году, мы получили 82 заявления на данный конкурс, реальные заявления о тех фактах ненадлежащей рекламы, которую ребята увидели в городе, где-то в СМИ. Они отдают их не только на конкурс, а отдают нам как реальные дела. Мы приглашаем их в суды как заявителей. Это практическое занятие, это реальная работа. Было много скептики, говорили, что не придут студенты, они изменились, сегодня молодые люди не заинтересованы, не хотят сегодня помогать обществу. Надо дать какой-то финансовый приз, и только тогда они будут участвовать. Нет, 82 заявления для первого конкурса — для нас это было показательно, причем из них достаточно большое количество касалось финансовых услуг. Это тоже показатель того, что они сегодня касаются каждого конкретного человека. Мы сказали про бизнес, а я еще маленький акцент сделаю - конечно, тогда, когда эта реклама доходит до малых предприятий, то они не всегда имеют в штате юристов и экономистов, и когда они попадают в эти проблемы, это касается уже не одного человека, а целого предприятия, организма. Еще есть один акцент, который обязательно надо сделать - реклама финансовых услуг сегодня касается не только бизнеса, но и простых граждан. Когда кто-то видит, что для предоставления займа нужно предоставить один документ, что можно просто зайти и получить до миллиона рублей без проблем, за 5 минут, и больше ничего, то мы понимаем, что бывают разные ситуации, кому-то нужны деньги на лекарства, кому-то нужны деньги для решения финансовых, жизненных проблем, а есть просто случаи... Такой, может быть, не смешной момент: приходили семьи и говорили, что супруг пошел и взял такой вот займ, и на сегодняшний день долг, который образовался, настолько велик... Почему взял? Видимо, много выпивал человек, или были какие-то жизненные проблемы, и семья осталась с огромным долговым займом, который нужно выплачивать. Мы очень рады, что по прошлому году к нам обратились студенты. Мы ждем в этом году такой же активности. Я верю, что наша жизнь не меняется настолько сильно, и то, что мы, когда были молодые, активно реагировали на такие вещи и активно участвовали, помогали нашему обществу, и сегодняшние ребята такие же. Также приглашаю финансовые организации, это обращение и к Вячеславу, и к другим организациям, потому что достижения чистоты работы в едином пространстве — это показатель силы организации. Если сегодня организация, работающая на финансовом рынке, декларирует, что работает «по-белому, чисто», то, знаете, как в купеческом сообществе, те, кто работают плохо, должны выталкиваться. Это механизм и средство выживания, нормальное выживание в нормально работающем бизнесе. Если с такими фактами сталкивается фонд, то мы также готовы сотрудничать.

Т. Ситникова: В общем, вот и договорились. Наша программа не только в эфире, но будет и на сайте. Работает видеокамера — может быть, рукопожатия? Что-то хотите добавить на финале программы?

В. Клиндухов: Буквально два слова. Самое важное, что нужно понимать любому предпринимателю — мы их не учим, они сами молодцы и в этих тяжелых, практически полярных условиях делают дело, содержат себя, свои семьи, наемный персонал. Шел, шел и зашел: спонтанность — это дорого. Когда ты берешь деньги в долг, должен быть холодный расчет, семь раз отмерь, один раз отрежь, а не так, чтобы спонтанно. Когда резко понадобились деньги для решения проблем — это однозначно дорого. И банковское сообщество понимает эту проблему, и микрофинансовые организации, кредитные кооперативы в том числе, скажем так, на этом зарабатывают, предприниматели должны все считать и пользоваться теми финансовыми услугами и продуктами, которые рассчитаны на предпринимателей, а не на физических лиц, потому что ИП — это человек, физическое лицо, но он предприниматель. Услуги для предпринимателей значительно дешевле, услуги для физических лиц в разы дороже. Предприниматели не должны гнаться за простотой оформления, прочими преференциями — вроде бы, зашел, показал паспорт, получил. Они должны говорить: я предприниматель, это бизнес, а на бизнес надо занимать не спонтанно, а осмысленно и осторожно. И еще пошучу немного... Наша задача — помогать бизнесу, он видит рекламу финансовой услуги любой финансовой организации, и перед тем, как зайти на территорию этой организации, надо зайти на сайт УФАС и посмотреть, не было ли нюансов, чтобы внимательно изучить рекламу его конкурента. 

Т. Ситникова: Я присоединяюсь. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, тоже давно сказано мудрыми людьми. Сегодня в программе «Территория бизнеса» были Вячеслав Клиндухов, директор Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, и Артем Владимирович Молчанов, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области. У меня такое предчувствие, что в этом разговоре такое многоточие, что еще не раз встретимся. Огромное спасибо. Главное, чтобы разговор был с пользой для дела.