Решение по делу № 79/03-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Город Киров» п. 4 и п. 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции»

Номер дела: 79/03-12
Дата публикации: 8 июня 2012, 17:50

08.06.2012 г.                                                                                                                      № 79/03-12

    

 

     Резолютивная часть решения оглашена 06.06.2012

В полном объеме решение изготовлено  08.06.2012 г.

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. –  руководителя управления;

Членов комиссии:

Фуфачевой И.Н. -  начальника отдела  КРЗ;

Фокиной Т.Н. –  ведущего специалиста-эксперта отдела КРЗ,

в присутствии

<...> – представителей Администрации г. Кирова, по доверенности,

<...>– представителя МУПП «Гордормостстрой», по доверенности,

<...> – представителя МКУ «Дирекция дорожного хозяйства г. Кирова», по доверенности,

рассмотрев  дело № 79/03-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Город Киров» (610000, г.  Киров,  ул. Воровского, 39)   п. 4 и п. 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в создании дискриминационных условий и в даче хозяйствующему субъекту указаний о первоочередных поставках товаров  для определенной категории покупателей,

 

У С Т А Н О В И Л А

 

15.05.2012 г. из прокуратуры г. Кирова поступили материалы проверки исполнения  законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд в администрации               г. Кирова.

    В ходе проверки установлено, что 24.11.2011 г. исполняющим обязанности заместителя главы администрации г. Кирова <...> в адрес МУПП «Гордормостстрой» направлено письмо за № 9729-04-04 с просьбой организовать выдачу песко-соляной смеси (16 %) организациям, осуществляющим содержание улично-дорожной сети г. Кирова, в общем объеме 2660 т.

МУПП «Гордормостстрой» во исполнение указанного письма осуществило поставку песко-соляной смеси в указанном объеме, что подтверждается товарными накладными и счетами-фактурами.  Данная поставка товара произведена без применения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.05.2007 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 4 запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, п. 8 запрещается создание дискриминационных условий.

21.05.2012 приказом Кировского УФАС России № 247 была создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, определением от 22.05.2012 г. рассмотрение дела № 79/03-12 назначено на 06.06.2012 г. К рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц привлечены МУПП «Гордормостстрой» (далее – МУПП «ГДМС»), МКУ «Дирекция дорожного хозяйства г. Кирова» (далее – МКУ «ДДХ г. Кирова).

Администрацией г. Кирова,  МУПП  «ГДМС», МКУ «ДДХ  г. Кирова» были представлены документы, запрошенные определением от 22.05.2012 г.

На заседании комиссии представитель Администрации г. Кирова пояснил, что при подготовке и подписании письма от 24.11.11  № 9729-04-04 и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Торхов С.А. мог не знать об исполнении муниципального контракта № 03 от 21.12.2010 г., т.к. срок его исполнения истекал 31.12.2011 г.

Представитель МУПП  «ГДМС»  подтвердил поступление указанного письма, а также сообщил, что поставка песко-соляной смеси во исполнение письма была произведена в интересах администрации г. Кирова.   Песко-соляную смесь получали организации, осуществляющие содержание дорог в рамках заключенных в 2011 году муниципальных контрактов на содержание дорог муниципального образования, получали ее бесплатно, т.к. покупателем являлось МКУ «ДДХ г. Кирова».

Представитель МКУ «ДДХ г. Кирова» также подтвердил, что поставка песко-соляной смеси была осуществлена в рамках заключенного муниципального контракта от 21.12.2010 № 03.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующему выводу.

    В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 4 запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, п. 8 запрещается создание дискриминационных условий.

Учитывая, что предприятия, осуществляющие содержание улично-дорожной сети города Кирова в 2011 г., перечисленные в письме от 24.11.11  № 9729-04-04, не являлись покупателями песко-соляной смеси, данное письмо не может быть расценено как дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей, следовательно, отсутствует нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно муниципальному контракту  от 21.12.2010 № 03 муниципальным заказчиком на поставку песко-соляной смеси является МКУ «ДДХ г. Кирова». В рамках указанного контракта объем песко-соляной смеси (16 %) составляет 200 т, в то время как в письме № 9729-04-04 речь идет о поставке 2660 т. Поставка указанного объема не могла быть осуществлена в рамках муниципального контракта № 03.

Представители МУПП  «ГДМС», МКУ «ДДХ  г. Кирова» подтвердили, что обязательства по  муниципальному контракту № 03 от 21.12.2011 г. были  исполнены, никаких дополнительных соглашений об увеличении объема песко-соляной смеси (16 %) не заключалось,  объем песко-соляной смеси, указанный в письме администрации г. Кирова № 9729-04-04, был поставлен сверх муниципального контракта.

В соответствии с постановлением Администрации г. Кирова от 19.04.2011  № 1095-П основной целью и задачей  МКУ «ДДХ г. Кирова» является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог на территории МО «Город Киров», организация выполнения ведомственных целевых программ в сфере их содержания, подготовка муниципальных контрактов на поставку товаров, зимнее и летнее содержание дорог. Одной из функций учреждения является заключение муниципальных контрактов от имени муниципального образования по содержанию и ремонту проезжей части дорог, мостов, путепроводов, тротуаров, внутриквартальных проездов.

Администрация г. Кирова письмом от  24.11.11 № 9729-04-04 просила МУПП «ГДМС» организовать выдачу песко-соляной смеси в количестве 2660 т предприятиям, осуществляющим содержание улично-дорожной сети города Кирова в 2011 году согласно указанной разнарядке. Данное письмо было подписано заместителем главы администрации г. Кирова Торховым С.А.  Письмо мотивировано необходимостью надлежащего содержания улично-дорожной сети МО «Город Киров» и обеспечения безопасности дорожного движения на улицах города.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

        Статьей 5 Закона о размещении заказов установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

        Согласно ст. 69 БК РФ ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд относятся к бюджетным ассигнованиям.

 Статьей 72 БК РФ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.  Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Поскольку  поставка песко-соляной смеси была осуществлена для муниципальных нужд, что подтверждается, в том числе, решением арбитражного суда Кировской области от 03.04.2012 г. (А28-1195/2012 35/2), приобретение ее должно было осуществляться в порядке размещения заказа на поставки товаров для муниципальных нужд в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.

Таким образом, приобретение песко-соляной смеси должно было осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Анализ представленных материалов показал, что стоимость 2660 тонн смеси (при стоимости 1 тонны  878,69 руб.) составила 2337315,4 рублей.

Из анализа положений ч.ч. 1, 4 ст.  10, ч. 2 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов следует, что размещение заказа на данную поставку товара для муниципальных нужд должно осуществляться в форме аукциона.

Материалы дела свидетельствуют о не проведении аукциона в данном случае.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно  п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Предоставление возможности осуществления поставки песко-соляной смеси хозяйствующему субъекту в нарушение установленных Законом о размещении заказов процедур  создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых МУПП «ГДМС»  поставлено в неравные, более выгодные условия, на товарном  рынке песко-соляной смеси, нежели другие хозяйствующие субъекты. При этом, остальные участники рынка, имеющие возможность поставки песко-соляной смеси, поставлены в неравные, менее выгодные, условия, т.е. дискриминационные условия.

Комиссия Кировского УФАС отклоняет довод Администрации г. Кирова, заявленный устно на заседании, о том, что указанная поставка без применения Закона о размещении заказов обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы (погодные условия, предписания ГИБДД).

Под непреодолимой силой в гражданском праве понимается чрезвычайное событие, вредные последствия которого не могло предотвратить лицо, обязанное это сделать. К таким событиям относятся стихийные бедствия (например, землетрясения, наводнения), общественные явления (например, война).

Пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусматривает возможность размещения заказа у единственного поставщика в случае, если  возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы,  в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Однако на заседание комиссии не представлены доказательства, подтверждающие применение данной нормы Закона.

     Таким образом,  Администрацией г. Кирова нарушены требования п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем  направления письма от  24.11.11  № 9729-04-04.

При решении вопроса о возможности устранения нарушения антимонопольного законодательства комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что в данном случае выдача предписания невозможна.

Вместе с тем, возможно привлечение должностного лица Администрации г. Кирова, подписавшего письмо № 9729-04-04 от 24.11.2011 г., к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 15,  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41,  ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Комиссия

      

Р Е Ш И Л А

 

    1. Признать факт нарушения  Администрацией муниципального образования «Город Киров» п. 8  ч. 1 ст. 15  Закона о защите конкуренции, выразившегося  в направлении письма от  24.11.11  № 9729-04-04, создавшего необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых МУПП «Гордормостстрой»  поставлено в неравные, более выгодные условия, на товарном  рынке песко-соляной смеси, нежели другие хозяйствующие субъекты.

2. Возбудить в отношении должностного лица Администрации г. Кирова, подписавшего письмо от 24.11.11  № 9729-04-04, административное производство за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в  арбитражный суд.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7495 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 79/03-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Город Киров» п. 4 и п. 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7495 [type] => solution [language] => ru [created] => 1339681941 [changed] => 1390366516 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390366516 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

08.06.2012 г.                                                                                                                      № 79/03-12

    

 

     Резолютивная часть решения оглашена 06.06.2012

В полном объеме решение изготовлено  08.06.2012 г.

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. –  руководителя управления;

Членов комиссии:

Фуфачевой И.Н. -  начальника отдела  КРЗ;

Фокиной Т.Н. –  ведущего специалиста-эксперта отдела КРЗ,

в присутствии

<...> – представителей Администрации г. Кирова, по доверенности,

<...>– представителя МУПП «Гордормостстрой», по доверенности,

<...> – представителя МКУ «Дирекция дорожного хозяйства г. Кирова», по доверенности,

рассмотрев  дело № 79/03-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Город Киров» (610000, г.  Киров,  ул. Воровского, 39)   п. 4 и п. 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в создании дискриминационных условий и в даче хозяйствующему субъекту указаний о первоочередных поставках товаров  для определенной категории покупателей,

 

У С Т А Н О В И Л А

 

15.05.2012 г. из прокуратуры г. Кирова поступили материалы проверки исполнения  законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд в администрации               г. Кирова.

    В ходе проверки установлено, что 24.11.2011 г. исполняющим обязанности заместителя главы администрации г. Кирова <...> в адрес МУПП «Гордормостстрой» направлено письмо за № 9729-04-04 с просьбой организовать выдачу песко-соляной смеси (16 %) организациям, осуществляющим содержание улично-дорожной сети г. Кирова, в общем объеме 2660 т.

МУПП «Гордормостстрой» во исполнение указанного письма осуществило поставку песко-соляной смеси в указанном объеме, что подтверждается товарными накладными и счетами-фактурами.  Данная поставка товара произведена без применения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.05.2007 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 4 запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, п. 8 запрещается создание дискриминационных условий.

21.05.2012 приказом Кировского УФАС России № 247 была создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, определением от 22.05.2012 г. рассмотрение дела № 79/03-12 назначено на 06.06.2012 г. К рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц привлечены МУПП «Гордормостстрой» (далее – МУПП «ГДМС»), МКУ «Дирекция дорожного хозяйства г. Кирова» (далее – МКУ «ДДХ г. Кирова).

Администрацией г. Кирова,  МУПП  «ГДМС», МКУ «ДДХ  г. Кирова» были представлены документы, запрошенные определением от 22.05.2012 г.

На заседании комиссии представитель Администрации г. Кирова пояснил, что при подготовке и подписании письма от 24.11.11  № 9729-04-04 и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Торхов С.А. мог не знать об исполнении муниципального контракта № 03 от 21.12.2010 г., т.к. срок его исполнения истекал 31.12.2011 г.

Представитель МУПП  «ГДМС»  подтвердил поступление указанного письма, а также сообщил, что поставка песко-соляной смеси во исполнение письма была произведена в интересах администрации г. Кирова.   Песко-соляную смесь получали организации, осуществляющие содержание дорог в рамках заключенных в 2011 году муниципальных контрактов на содержание дорог муниципального образования, получали ее бесплатно, т.к. покупателем являлось МКУ «ДДХ г. Кирова».

Представитель МКУ «ДДХ г. Кирова» также подтвердил, что поставка песко-соляной смеси была осуществлена в рамках заключенного муниципального контракта от 21.12.2010 № 03.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующему выводу.

    В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 4 запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, п. 8 запрещается создание дискриминационных условий.

Учитывая, что предприятия, осуществляющие содержание улично-дорожной сети города Кирова в 2011 г., перечисленные в письме от 24.11.11  № 9729-04-04, не являлись покупателями песко-соляной смеси, данное письмо не может быть расценено как дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей, следовательно, отсутствует нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно муниципальному контракту  от 21.12.2010 № 03 муниципальным заказчиком на поставку песко-соляной смеси является МКУ «ДДХ г. Кирова». В рамках указанного контракта объем песко-соляной смеси (16 %) составляет 200 т, в то время как в письме № 9729-04-04 речь идет о поставке 2660 т. Поставка указанного объема не могла быть осуществлена в рамках муниципального контракта № 03.

Представители МУПП  «ГДМС», МКУ «ДДХ  г. Кирова» подтвердили, что обязательства по  муниципальному контракту № 03 от 21.12.2011 г. были  исполнены, никаких дополнительных соглашений об увеличении объема песко-соляной смеси (16 %) не заключалось,  объем песко-соляной смеси, указанный в письме администрации г. Кирова № 9729-04-04, был поставлен сверх муниципального контракта.

В соответствии с постановлением Администрации г. Кирова от 19.04.2011  № 1095-П основной целью и задачей  МКУ «ДДХ г. Кирова» является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог на территории МО «Город Киров», организация выполнения ведомственных целевых программ в сфере их содержания, подготовка муниципальных контрактов на поставку товаров, зимнее и летнее содержание дорог. Одной из функций учреждения является заключение муниципальных контрактов от имени муниципального образования по содержанию и ремонту проезжей части дорог, мостов, путепроводов, тротуаров, внутриквартальных проездов.

Администрация г. Кирова письмом от  24.11.11 № 9729-04-04 просила МУПП «ГДМС» организовать выдачу песко-соляной смеси в количестве 2660 т предприятиям, осуществляющим содержание улично-дорожной сети города Кирова в 2011 году согласно указанной разнарядке. Данное письмо было подписано заместителем главы администрации г. Кирова Торховым С.А.  Письмо мотивировано необходимостью надлежащего содержания улично-дорожной сети МО «Город Киров» и обеспечения безопасности дорожного движения на улицах города.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

        Статьей 5 Закона о размещении заказов установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

        Согласно ст. 69 БК РФ ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд относятся к бюджетным ассигнованиям.

 Статьей 72 БК РФ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.  Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Поскольку  поставка песко-соляной смеси была осуществлена для муниципальных нужд, что подтверждается, в том числе, решением арбитражного суда Кировской области от 03.04.2012 г. (А28-1195/2012 35/2), приобретение ее должно было осуществляться в порядке размещения заказа на поставки товаров для муниципальных нужд в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.

Таким образом, приобретение песко-соляной смеси должно было осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Анализ представленных материалов показал, что стоимость 2660 тонн смеси (при стоимости 1 тонны  878,69 руб.) составила 2337315,4 рублей.

Из анализа положений ч.ч. 1, 4 ст.  10, ч. 2 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов следует, что размещение заказа на данную поставку товара для муниципальных нужд должно осуществляться в форме аукциона.

Материалы дела свидетельствуют о не проведении аукциона в данном случае.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно  п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Предоставление возможности осуществления поставки песко-соляной смеси хозяйствующему субъекту в нарушение установленных Законом о размещении заказов процедур  создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых МУПП «ГДМС»  поставлено в неравные, более выгодные условия, на товарном  рынке песко-соляной смеси, нежели другие хозяйствующие субъекты. При этом, остальные участники рынка, имеющие возможность поставки песко-соляной смеси, поставлены в неравные, менее выгодные, условия, т.е. дискриминационные условия.

Комиссия Кировского УФАС отклоняет довод Администрации г. Кирова, заявленный устно на заседании, о том, что указанная поставка без применения Закона о размещении заказов обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы (погодные условия, предписания ГИБДД).

Под непреодолимой силой в гражданском праве понимается чрезвычайное событие, вредные последствия которого не могло предотвратить лицо, обязанное это сделать. К таким событиям относятся стихийные бедствия (например, землетрясения, наводнения), общественные явления (например, война).

Пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусматривает возможность размещения заказа у единственного поставщика в случае, если  возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы,  в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Однако на заседание комиссии не представлены доказательства, подтверждающие применение данной нормы Закона.

     Таким образом,  Администрацией г. Кирова нарушены требования п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем  направления письма от  24.11.11  № 9729-04-04.

При решении вопроса о возможности устранения нарушения антимонопольного законодательства комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что в данном случае выдача предписания невозможна.

Вместе с тем, возможно привлечение должностного лица Администрации г. Кирова, подписавшего письмо № 9729-04-04 от 24.11.2011 г., к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 15,  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41,  ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Комиссия

      

Р Е Ш И Л А

 

    1. Признать факт нарушения  Администрацией муниципального образования «Город Киров» п. 8  ч. 1 ст. 15  Закона о защите конкуренции, выразившегося  в направлении письма от  24.11.11  № 9729-04-04, создавшего необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых МУПП «Гордормостстрой»  поставлено в неравные, более выгодные условия, на товарном  рынке песко-соляной смеси, нежели другие хозяйствующие субъекты.

2. Возбудить в отношении должностного лица Администрации г. Кирова, подписавшего письмо от 24.11.11  № 9729-04-04, административное производство за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в  арбитражный суд.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

08.06.2012 г.                                                                                                                      № 79/03-12

    

 

     Резолютивная часть решения оглашена 06.06.2012

В полном объеме решение изготовлено  08.06.2012 г.

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. –  руководителя управления;

Членов комиссии:

Фуфачевой И.Н. -  начальника отдела  КРЗ;

Фокиной Т.Н. –  ведущего специалиста-эксперта отдела КРЗ,

в присутствии

<...> – представителей Администрации г. Кирова, по доверенности,

<...>– представителя МУПП «Гордормостстрой», по доверенности,

<...> – представителя МКУ «Дирекция дорожного хозяйства г. Кирова», по доверенности,

рассмотрев  дело № 79/03-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Город Киров» (610000, г.  Киров,  ул. Воровского, 39)   п. 4 и п. 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в создании дискриминационных условий и в даче хозяйствующему субъекту указаний о первоочередных поставках товаров  для определенной категории покупателей,

 

У С Т А Н О В И Л А

 

15.05.2012 г. из прокуратуры г. Кирова поступили материалы проверки исполнения  законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд в администрации               г. Кирова.

    В ходе проверки установлено, что 24.11.2011 г. исполняющим обязанности заместителя главы администрации г. Кирова <...> в адрес МУПП «Гордормостстрой» направлено письмо за № 9729-04-04 с просьбой организовать выдачу песко-соляной смеси (16 %) организациям, осуществляющим содержание улично-дорожной сети г. Кирова, в общем объеме 2660 т.

МУПП «Гордормостстрой» во исполнение указанного письма осуществило поставку песко-соляной смеси в указанном объеме, что подтверждается товарными накладными и счетами-фактурами.  Данная поставка товара произведена без применения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.05.2007 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 4 запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, п. 8 запрещается создание дискриминационных условий.

21.05.2012 приказом Кировского УФАС России № 247 была создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, определением от 22.05.2012 г. рассмотрение дела № 79/03-12 назначено на 06.06.2012 г. К рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц привлечены МУПП «Гордормостстрой» (далее – МУПП «ГДМС»), МКУ «Дирекция дорожного хозяйства г. Кирова» (далее – МКУ «ДДХ г. Кирова).

Администрацией г. Кирова,  МУПП  «ГДМС», МКУ «ДДХ  г. Кирова» были представлены документы, запрошенные определением от 22.05.2012 г.

На заседании комиссии представитель Администрации г. Кирова пояснил, что при подготовке и подписании письма от 24.11.11  № 9729-04-04 и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Торхов С.А. мог не знать об исполнении муниципального контракта № 03 от 21.12.2010 г., т.к. срок его исполнения истекал 31.12.2011 г.

Представитель МУПП  «ГДМС»  подтвердил поступление указанного письма, а также сообщил, что поставка песко-соляной смеси во исполнение письма была произведена в интересах администрации г. Кирова.   Песко-соляную смесь получали организации, осуществляющие содержание дорог в рамках заключенных в 2011 году муниципальных контрактов на содержание дорог муниципального образования, получали ее бесплатно, т.к. покупателем являлось МКУ «ДДХ г. Кирова».

Представитель МКУ «ДДХ г. Кирова» также подтвердил, что поставка песко-соляной смеси была осуществлена в рамках заключенного муниципального контракта от 21.12.2010 № 03.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующему выводу.

    В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 4 запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, п. 8 запрещается создание дискриминационных условий.

Учитывая, что предприятия, осуществляющие содержание улично-дорожной сети города Кирова в 2011 г., перечисленные в письме от 24.11.11  № 9729-04-04, не являлись покупателями песко-соляной смеси, данное письмо не может быть расценено как дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей, следовательно, отсутствует нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно муниципальному контракту  от 21.12.2010 № 03 муниципальным заказчиком на поставку песко-соляной смеси является МКУ «ДДХ г. Кирова». В рамках указанного контракта объем песко-соляной смеси (16 %) составляет 200 т, в то время как в письме № 9729-04-04 речь идет о поставке 2660 т. Поставка указанного объема не могла быть осуществлена в рамках муниципального контракта № 03.

Представители МУПП  «ГДМС», МКУ «ДДХ  г. Кирова» подтвердили, что обязательства по  муниципальному контракту № 03 от 21.12.2011 г. были  исполнены, никаких дополнительных соглашений об увеличении объема песко-соляной смеси (16 %) не заключалось,  объем песко-соляной смеси, указанный в письме администрации г. Кирова № 9729-04-04, был поставлен сверх муниципального контракта.

В соответствии с постановлением Администрации г. Кирова от 19.04.2011  № 1095-П основной целью и задачей  МКУ «ДДХ г. Кирова» является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог на территории МО «Город Киров», организация выполнения ведомственных целевых программ в сфере их содержания, подготовка муниципальных контрактов на поставку товаров, зимнее и летнее содержание дорог. Одной из функций учреждения является заключение муниципальных контрактов от имени муниципального образования по содержанию и ремонту проезжей части дорог, мостов, путепроводов, тротуаров, внутриквартальных проездов.

Администрация г. Кирова письмом от  24.11.11 № 9729-04-04 просила МУПП «ГДМС» организовать выдачу песко-соляной смеси в количестве 2660 т предприятиям, осуществляющим содержание улично-дорожной сети города Кирова в 2011 году согласно указанной разнарядке. Данное письмо было подписано заместителем главы администрации г. Кирова Торховым С.А.  Письмо мотивировано необходимостью надлежащего содержания улично-дорожной сети МО «Город Киров» и обеспечения безопасности дорожного движения на улицах города.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

        Статьей 5 Закона о размещении заказов установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

        Согласно ст. 69 БК РФ ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд относятся к бюджетным ассигнованиям.

 Статьей 72 БК РФ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.  Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Поскольку  поставка песко-соляной смеси была осуществлена для муниципальных нужд, что подтверждается, в том числе, решением арбитражного суда Кировской области от 03.04.2012 г. (А28-1195/2012 35/2), приобретение ее должно было осуществляться в порядке размещения заказа на поставки товаров для муниципальных нужд в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.

Таким образом, приобретение песко-соляной смеси должно было осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Анализ представленных материалов показал, что стоимость 2660 тонн смеси (при стоимости 1 тонны  878,69 руб.) составила 2337315,4 рублей.

Из анализа положений ч.ч. 1, 4 ст.  10, ч. 2 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов следует, что размещение заказа на данную поставку товара для муниципальных нужд должно осуществляться в форме аукциона.

Материалы дела свидетельствуют о не проведении аукциона в данном случае.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно  п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Предоставление возможности осуществления поставки песко-соляной смеси хозяйствующему субъекту в нарушение установленных Законом о размещении заказов процедур  создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых МУПП «ГДМС»  поставлено в неравные, более выгодные условия, на товарном  рынке песко-соляной смеси, нежели другие хозяйствующие субъекты. При этом, остальные участники рынка, имеющие возможность поставки песко-соляной смеси, поставлены в неравные, менее выгодные, условия, т.е. дискриминационные условия.

Комиссия Кировского УФАС отклоняет довод Администрации г. Кирова, заявленный устно на заседании, о том, что указанная поставка без применения Закона о размещении заказов обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы (погодные условия, предписания ГИБДД).

Под непреодолимой силой в гражданском праве понимается чрезвычайное событие, вредные последствия которого не могло предотвратить лицо, обязанное это сделать. К таким событиям относятся стихийные бедствия (например, землетрясения, наводнения), общественные явления (например, война).

Пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусматривает возможность размещения заказа у единственного поставщика в случае, если  возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы,  в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Однако на заседание комиссии не представлены доказательства, подтверждающие применение данной нормы Закона.

     Таким образом,  Администрацией г. Кирова нарушены требования п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем  направления письма от  24.11.11  № 9729-04-04.

При решении вопроса о возможности устранения нарушения антимонопольного законодательства комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что в данном случае выдача предписания невозможна.

Вместе с тем, возможно привлечение должностного лица Администрации г. Кирова, подписавшего письмо № 9729-04-04 от 24.11.2011 г., к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 15,  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41,  ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Комиссия

      

Р Е Ш И Л А

 

    1. Признать факт нарушения  Администрацией муниципального образования «Город Киров» п. 8  ч. 1 ст. 15  Закона о защите конкуренции, выразившегося  в направлении письма от  24.11.11  № 9729-04-04, создавшего необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых МУПП «Гордормостстрой»  поставлено в неравные, более выгодные условия, на товарном  рынке песко-соляной смеси, нежели другие хозяйствующие субъекты.

2. Возбудить в отношении должностного лица Администрации г. Кирова, подписавшего письмо от 24.11.11  № 9729-04-04, административное производство за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в  арбитражный суд.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 79/03-12 [format] => [safe_value] => 79/03-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-08 13:50:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-06 13:50:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1339681941 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )