Решение по делу № 56/05-13 от 05.08.2013г.

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 56/05-13
Дата публикации: 6 августа 2013, 14:43

РЕШЕНИЕ

по делу № 56/05-13

                                                                                                                                       г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В присутствии:

<> – главы Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области,

В отсутствие заинтересованного лица – <>, извещен, не явился, ходатайств не заявлял,

рассмотрев дело № 56/05-13 по признакам нарушения Администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области (612095, Кировская область, Оричевский район, пгт Зенгино, ул. Комсомольская, д. 4) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Прокуратурой Кировской области в Арбитражный суд Кировской области было подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013 заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и <>

В качестве третьего лица к судебному разбирательству привлечено Кировское УФАС России.

При ознакомлении с указанным исковым заявлением было установлено, что действия администрации Гарского сельского поселения в рассматриваемом случае содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так как действия администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области, связанные с заключением договора аренды имущества, содержали признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении администрации Гарского сельского поселения было возбуждено производство по делу.

Представитель ответчика пояснила, что рассматриваемый договор был заключен без проведения торгов, так как арендуемая площадь в данном случае менее 20 кв. метров, что допускается п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заинтересованное лицо – ИП <>, извещен, не явился, ходатайств не заявлял.

 

 

 

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в действиях Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Муниципальное образование Гарское сельское поселение по акту о приеме – передаче здания (сооружения) от 09.09.2008 № 08/0001 получило в казну муниципального образования здание администрации общей площадью 377,2 кв. м., расположенное по адресу: Кировская область, Оричевский район, п. Зенгино, ул. Комсомольская, д. 4.

19.04.2013 Администрацией Гарского сельского поселения (далее - администрация) с ИП <>далее- <>) заключен договор аренды недвижимого имущества без номера. Согласно п. 1.1. указанного договора администрация передает во временное пользование и владение <> нежилое помещение, расположенное по адресу: здание №4 по ул. Комсомольская, п.Зенгино Оричевского района, общей площадью 19,8 кв. метров. Торгов на право заключения данного договора не проводилось.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. При этом пунктом 14 части 1 данной статьи установлена возможность заключения таких договоров без проведения процедур торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более, чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

В соответствии с пунктом 9 разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ) и правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 (с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.10.2011 №732 и от 30.03.2012 № 203)», ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности. Если общая площадь всех частей помещения, здания, передаваемого во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров здания, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В здании №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района, кроме помещения общей площадью 19,8 кв. м., переданного по договору аренды <>, имеется помещение общей площадью 25,8 кв. м., переданное по договору аренды №1 от 01.01.2011 Кировскому областному государственному унитарному предприятию «Городская аптека №206». Указанный договор аренды также был заключен без проведения процедуры торгов.

В рассматриваемом случае, общая площадь частей здания №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района, переданных во владение и пользование КОГУП «Городская аптека №206» и <>, превышает 20 квадратных метров здания. Соответственно договор аренды помещения, площадью 19,8 кв. м. необходимо было заключать исключительно с соблюдением процедуры торгов, что сделано не было. Указанные действия Администрации Гарского сельского поселения привели к нарушению требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Как было указано выше ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена обязанность заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В рассматриваемом случае, не проведение торгов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку сдачи в аренду муниципального имущества либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров аренды, и соответственно необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.

Таким образом, действия Администрации Гарского сельского поселения, связанные с заключением договора аренды без номера от 19.04.2013 нежилого помещения, расположенного по адресу: здание №4 по ул.Комсомольская, п.Зенгино Оричевского района, общей площадью 19,8 кв. метров, содержат факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области.

Учитывая тот факт, что Прокуратурой Кировской области в Арбитражный суд Кировской области уже подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013 заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и <>, Комиссия Кировского УФАС России не видит оснований для повторного обращения в суд с аналогичным требованием.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области, выразившегося в заключении договора аренды от 19.04.2013 нежилого помещения, расположенного по адресу: здание №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района Кировской области, общей площадью 19,8 кв. метров с ИП <> без проведения процедуры торгов, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. С требованием о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013, заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и ИП <>, в суд не обращаться.

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г. Рогожкин

 

                                                                                                                          Ю.В. Гуляев

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 8587 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 56/05-13 от 05.08.2013г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8592 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375785841 [changed] => 1390292245 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390292245 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 56/05-13

                                                                                                                                       г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В присутствии:

<> – главы Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области,

В отсутствие заинтересованного лица – <>, извещен, не явился, ходатайств не заявлял,

рассмотрев дело № 56/05-13 по признакам нарушения Администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области (612095, Кировская область, Оричевский район, пгт Зенгино, ул. Комсомольская, д. 4) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Прокуратурой Кировской области в Арбитражный суд Кировской области было подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013 заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и <>

В качестве третьего лица к судебному разбирательству привлечено Кировское УФАС России.

При ознакомлении с указанным исковым заявлением было установлено, что действия администрации Гарского сельского поселения в рассматриваемом случае содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так как действия администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области, связанные с заключением договора аренды имущества, содержали признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении администрации Гарского сельского поселения было возбуждено производство по делу.

Представитель ответчика пояснила, что рассматриваемый договор был заключен без проведения торгов, так как арендуемая площадь в данном случае менее 20 кв. метров, что допускается п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заинтересованное лицо – ИП <>, извещен, не явился, ходатайств не заявлял.

 

 

 

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в действиях Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Муниципальное образование Гарское сельское поселение по акту о приеме – передаче здания (сооружения) от 09.09.2008 № 08/0001 получило в казну муниципального образования здание администрации общей площадью 377,2 кв. м., расположенное по адресу: Кировская область, Оричевский район, п. Зенгино, ул. Комсомольская, д. 4.

19.04.2013 Администрацией Гарского сельского поселения (далее - администрация) с ИП <>далее- <>) заключен договор аренды недвижимого имущества без номера. Согласно п. 1.1. указанного договора администрация передает во временное пользование и владение <> нежилое помещение, расположенное по адресу: здание №4 по ул. Комсомольская, п.Зенгино Оричевского района, общей площадью 19,8 кв. метров. Торгов на право заключения данного договора не проводилось.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. При этом пунктом 14 части 1 данной статьи установлена возможность заключения таких договоров без проведения процедур торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более, чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

В соответствии с пунктом 9 разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ) и правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 (с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.10.2011 №732 и от 30.03.2012 № 203)», ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности. Если общая площадь всех частей помещения, здания, передаваемого во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров здания, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В здании №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района, кроме помещения общей площадью 19,8 кв. м., переданного по договору аренды <>, имеется помещение общей площадью 25,8 кв. м., переданное по договору аренды №1 от 01.01.2011 Кировскому областному государственному унитарному предприятию «Городская аптека №206». Указанный договор аренды также был заключен без проведения процедуры торгов.

В рассматриваемом случае, общая площадь частей здания №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района, переданных во владение и пользование КОГУП «Городская аптека №206» и <>, превышает 20 квадратных метров здания. Соответственно договор аренды помещения, площадью 19,8 кв. м. необходимо было заключать исключительно с соблюдением процедуры торгов, что сделано не было. Указанные действия Администрации Гарского сельского поселения привели к нарушению требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Как было указано выше ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена обязанность заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В рассматриваемом случае, не проведение торгов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку сдачи в аренду муниципального имущества либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров аренды, и соответственно необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.

Таким образом, действия Администрации Гарского сельского поселения, связанные с заключением договора аренды без номера от 19.04.2013 нежилого помещения, расположенного по адресу: здание №4 по ул.Комсомольская, п.Зенгино Оричевского района, общей площадью 19,8 кв. метров, содержат факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области.

Учитывая тот факт, что Прокуратурой Кировской области в Арбитражный суд Кировской области уже подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013 заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и <>, Комиссия Кировского УФАС России не видит оснований для повторного обращения в суд с аналогичным требованием.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области, выразившегося в заключении договора аренды от 19.04.2013 нежилого помещения, расположенного по адресу: здание №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района Кировской области, общей площадью 19,8 кв. метров с ИП <> без проведения процедуры торгов, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. С требованием о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013, заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и ИП <>, в суд не обращаться.

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г. Рогожкин

 

                                                                                                                          Ю.В. Гуляев

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 56/05-13

                                                                                                                                       г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В присутствии:

<> – главы Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области,

В отсутствие заинтересованного лица – <>, извещен, не явился, ходатайств не заявлял,

рассмотрев дело № 56/05-13 по признакам нарушения Администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области (612095, Кировская область, Оричевский район, пгт Зенгино, ул. Комсомольская, д. 4) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Прокуратурой Кировской области в Арбитражный суд Кировской области было подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013 заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и <>

В качестве третьего лица к судебному разбирательству привлечено Кировское УФАС России.

При ознакомлении с указанным исковым заявлением было установлено, что действия администрации Гарского сельского поселения в рассматриваемом случае содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так как действия администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области, связанные с заключением договора аренды имущества, содержали признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении администрации Гарского сельского поселения было возбуждено производство по делу.

Представитель ответчика пояснила, что рассматриваемый договор был заключен без проведения торгов, так как арендуемая площадь в данном случае менее 20 кв. метров, что допускается п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заинтересованное лицо – ИП <>, извещен, не явился, ходатайств не заявлял.

 

 

 

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в действиях Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Муниципальное образование Гарское сельское поселение по акту о приеме – передаче здания (сооружения) от 09.09.2008 № 08/0001 получило в казну муниципального образования здание администрации общей площадью 377,2 кв. м., расположенное по адресу: Кировская область, Оричевский район, п. Зенгино, ул. Комсомольская, д. 4.

19.04.2013 Администрацией Гарского сельского поселения (далее - администрация) с ИП <>далее- <>) заключен договор аренды недвижимого имущества без номера. Согласно п. 1.1. указанного договора администрация передает во временное пользование и владение <> нежилое помещение, расположенное по адресу: здание №4 по ул. Комсомольская, п.Зенгино Оричевского района, общей площадью 19,8 кв. метров. Торгов на право заключения данного договора не проводилось.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. При этом пунктом 14 части 1 данной статьи установлена возможность заключения таких договоров без проведения процедур торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более, чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

В соответствии с пунктом 9 разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ) и правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 (с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.10.2011 №732 и от 30.03.2012 № 203)», ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности. Если общая площадь всех частей помещения, здания, передаваемого во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров здания, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В здании №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района, кроме помещения общей площадью 19,8 кв. м., переданного по договору аренды <>, имеется помещение общей площадью 25,8 кв. м., переданное по договору аренды №1 от 01.01.2011 Кировскому областному государственному унитарному предприятию «Городская аптека №206». Указанный договор аренды также был заключен без проведения процедуры торгов.

В рассматриваемом случае, общая площадь частей здания №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района, переданных во владение и пользование КОГУП «Городская аптека №206» и <>, превышает 20 квадратных метров здания. Соответственно договор аренды помещения, площадью 19,8 кв. м. необходимо было заключать исключительно с соблюдением процедуры торгов, что сделано не было. Указанные действия Администрации Гарского сельского поселения привели к нарушению требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Как было указано выше ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена обязанность заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В рассматриваемом случае, не проведение торгов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку сдачи в аренду муниципального имущества либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров аренды, и соответственно необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.

Таким образом, действия Администрации Гарского сельского поселения, связанные с заключением договора аренды без номера от 19.04.2013 нежилого помещения, расположенного по адресу: здание №4 по ул.Комсомольская, п.Зенгино Оричевского района, общей площадью 19,8 кв. метров, содержат факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области.

Учитывая тот факт, что Прокуратурой Кировской области в Арбитражный суд Кировской области уже подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013 заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и <>, Комиссия Кировского УФАС России не видит оснований для повторного обращения в суд с аналогичным требованием.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Администрации Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области, выразившегося в заключении договора аренды от 19.04.2013 нежилого помещения, расположенного по адресу: здание №4 по ул. Комсомольская, п. Зенгино Оричевского района Кировской области, общей площадью 19,8 кв. метров с ИП <> без проведения процедуры торгов, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. С требованием о признании недействительным договора аренды нежилого помещения без номера от 19.04.2013, заключенного между администрацией Гарского сельского поселения Оричевского района Кировской области и ИП <>, в суд не обращаться.

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г. Рогожкин

 

                                                                                                                          Ю.В. Гуляев

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 56/05-13 [format] => [safe_value] => 56/05-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-06 10:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-06 10:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375785841 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )