РЕШЕНИЕ по делу № 60/05-14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №60/05-14
Дата публикации: 23 июня 2014, 14:09

Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие надлежащим образом, извещенных о дате, месте, времени рассмотрения дела представителей Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области,

рассмотрев дело № 60/05-14 по признакам нарушения Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области (613980, Кировская область,  город Луза, улица Ленина, 33) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

04.06.2014 года была выборочно изучена информация о торгах, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru, в отношении имущества, находящегося на территории Кировской области.

Организатором торгов – Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение 030614/0130347/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества: Нежилое помещение общей площадью 34,1 кв.м., расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, п. Христофорово, ул. Первомайская, д. 35 для размещения магазина. Помещение расположено в здании сельской администрации, центрального водоснабжения нет, центрального отопления нет.

Дата публикации извещения – 03.06.2014 года.

Дата окончания приема заявок – 25.06.2014 года.

Дата подведения итогов – 26.06.2014 года

Пункт 8 аукционной документации «Перечень документов, предоставляемых заявителями, участниками аукциона» содержит требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пункт 22 аукционной документации «Порядок, срок заключения договоров аренды недвижимого имущества по итогам аукциона» содержит положение о том, что «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом».

Так как действия организатора торгов, связанные с утверждением аукционной документации, содержали признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области было возбуждено производство по делу.

Ответчик своих представителей не направил, запрашиваемые документы представил в полном объеме.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в действиях Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Организатором торгов – Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение 030614/0130347/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества: Нежилое помещение общей площадью 34,1 кв.м., расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, п. Христофорово, ул. Первомайская, д. 35 для размещения магазина. Помещение расположено в здании сельской администрации, центрального водоснабжения нет, центрального отопления нет.

Дата публикации извещения – 03.06.2014 года.

Дата окончания приема заявок – 25.06.2014 года.

Дата подведения итогов – 26.06.2014 года

Пункт 8 аукционной документации «Перечень документов, предоставляемых заявителями, участниками аукциона» содержит требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пункт 22 аукционной документации «Порядок, срок заключения договоров аренды недвижимого имущества по итогам аукциона» содержит положение о том, что «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом».

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Согласно пункту 27 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Приказа ФАС № 67 участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения аренды муниципального имущества, не предусматривает такие требования к участникам аукциона  на право аренды муниципального имущества как требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Требования к содержанию заявку установлены пунктом 121 Правил и не содержат такого права требования от заявителя на участие в аукционе предоставления описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пунктом 122 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, действия организатора торгов по включению в документацию об аукционе требования к участникам аукциона на право аренды муниципального имущества о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, содержат нарушение ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пунктом 150 Правил установлено, что заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 настоящих Правил.

Согласно пункту 97 Правил в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора, организатор конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, либо заключить договор с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. При этом данный пункт не содержит нормы о возможности аннулирования результатов аукциона. Поэтому положение о том, что: При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом», не соответствует п. 97 Правил и может ограничить права второго участника аукциона на заключение договора аренды, тем самым создаются необоснованные препятствия деятельности хозяйствующего субъекта.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими часть 1 статьи 15 и часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанных норм не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данных нормах.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Установление непредусмотренных действующим законодательством требований к участников торгов о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, а также включение в документацию положений о том, что: «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом» не может не влиять на конкуренцию, поскольку введение непредусмотренных ограничений не способствует выявлению потенциальных желающих получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур в четком соответствии с требованиями законодательства приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров аренды муниципального имущества.

Таким образом, действия организатора торгов по включению в документацию об аукционе требования к участникам аукциона на право аренды муниципального имущества о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, а также положений о том, что: «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом», содержат нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», так как они (действия организатора торгов) необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (потенциальным участникам аукциона), путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также путем ограничения права второго участника аукциона на заключение договора аренды, что в свою очередь ограничивает их доступ к участию в торгах.

Такие действия организатора торгов, связанные с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, ограничением их доступа к участию в торгах могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды муниципального имущества.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено в добровольном порядке, Комиссия считает, что дело № 60/05-14 подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в действиях Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, выразившихся во включении в документацию об аукционе положений: о необходимости предоставления описи предоставляемых документов в двух экземплярах (п. 8 документации) (противоречит п. 121 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67), «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом» (пункт 22 документации) (противоречит п. 97 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67) (извещение № 030614/0130347/01)», факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Производство по делу № 60/05-14 в отношении Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области прекратить ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г. Рогожкин

 

 

                                                                                                                          Ю.В. Гуляев

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9566 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 60/05-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9571 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404382211 [changed] => 1404382211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404382211 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие надлежащим образом, извещенных о дате, месте, времени рассмотрения дела представителей Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области,

рассмотрев дело № 60/05-14 по признакам нарушения Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области (613980, Кировская область,  город Луза, улица Ленина, 33) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

04.06.2014 года была выборочно изучена информация о торгах, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru, в отношении имущества, находящегося на территории Кировской области.

Организатором торгов – Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение 030614/0130347/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества: Нежилое помещение общей площадью 34,1 кв.м., расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, п. Христофорово, ул. Первомайская, д. 35 для размещения магазина. Помещение расположено в здании сельской администрации, центрального водоснабжения нет, центрального отопления нет.

Дата публикации извещения – 03.06.2014 года.

Дата окончания приема заявок – 25.06.2014 года.

Дата подведения итогов – 26.06.2014 года

Пункт 8 аукционной документации «Перечень документов, предоставляемых заявителями, участниками аукциона» содержит требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пункт 22 аукционной документации «Порядок, срок заключения договоров аренды недвижимого имущества по итогам аукциона» содержит положение о том, что «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом».

Так как действия организатора торгов, связанные с утверждением аукционной документации, содержали признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области было возбуждено производство по делу.

Ответчик своих представителей не направил, запрашиваемые документы представил в полном объеме.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в действиях Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Организатором торгов – Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение 030614/0130347/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества: Нежилое помещение общей площадью 34,1 кв.м., расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, п. Христофорово, ул. Первомайская, д. 35 для размещения магазина. Помещение расположено в здании сельской администрации, центрального водоснабжения нет, центрального отопления нет.

Дата публикации извещения – 03.06.2014 года.

Дата окончания приема заявок – 25.06.2014 года.

Дата подведения итогов – 26.06.2014 года

Пункт 8 аукционной документации «Перечень документов, предоставляемых заявителями, участниками аукциона» содержит требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пункт 22 аукционной документации «Порядок, срок заключения договоров аренды недвижимого имущества по итогам аукциона» содержит положение о том, что «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом».

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Согласно пункту 27 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Приказа ФАС № 67 участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения аренды муниципального имущества, не предусматривает такие требования к участникам аукциона  на право аренды муниципального имущества как требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Требования к содержанию заявку установлены пунктом 121 Правил и не содержат такого права требования от заявителя на участие в аукционе предоставления описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пунктом 122 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, действия организатора торгов по включению в документацию об аукционе требования к участникам аукциона на право аренды муниципального имущества о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, содержат нарушение ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пунктом 150 Правил установлено, что заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 настоящих Правил.

Согласно пункту 97 Правил в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора, организатор конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, либо заключить договор с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. При этом данный пункт не содержит нормы о возможности аннулирования результатов аукциона. Поэтому положение о том, что: При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом», не соответствует п. 97 Правил и может ограничить права второго участника аукциона на заключение договора аренды, тем самым создаются необоснованные препятствия деятельности хозяйствующего субъекта.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими часть 1 статьи 15 и часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанных норм не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данных нормах.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Установление непредусмотренных действующим законодательством требований к участников торгов о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, а также включение в документацию положений о том, что: «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом» не может не влиять на конкуренцию, поскольку введение непредусмотренных ограничений не способствует выявлению потенциальных желающих получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур в четком соответствии с требованиями законодательства приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров аренды муниципального имущества.

Таким образом, действия организатора торгов по включению в документацию об аукционе требования к участникам аукциона на право аренды муниципального имущества о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, а также положений о том, что: «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом», содержат нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», так как они (действия организатора торгов) необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (потенциальным участникам аукциона), путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также путем ограничения права второго участника аукциона на заключение договора аренды, что в свою очередь ограничивает их доступ к участию в торгах.

Такие действия организатора торгов, связанные с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, ограничением их доступа к участию в торгах могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды муниципального имущества.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено в добровольном порядке, Комиссия считает, что дело № 60/05-14 подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в действиях Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, выразившихся во включении в документацию об аукционе положений: о необходимости предоставления описи предоставляемых документов в двух экземплярах (п. 8 документации) (противоречит п. 121 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67), «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом» (пункт 22 документации) (противоречит п. 97 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67) (извещение № 030614/0130347/01)», факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Производство по делу № 60/05-14 в отношении Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области прекратить ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г. Рогожкин

 

 

                                                                                                                          Ю.В. Гуляев

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие надлежащим образом, извещенных о дате, месте, времени рассмотрения дела представителей Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области,

рассмотрев дело № 60/05-14 по признакам нарушения Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области (613980, Кировская область,  город Луза, улица Ленина, 33) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

04.06.2014 года была выборочно изучена информация о торгах, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru, в отношении имущества, находящегося на территории Кировской области.

Организатором торгов – Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение 030614/0130347/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества: Нежилое помещение общей площадью 34,1 кв.м., расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, п. Христофорово, ул. Первомайская, д. 35 для размещения магазина. Помещение расположено в здании сельской администрации, центрального водоснабжения нет, центрального отопления нет.

Дата публикации извещения – 03.06.2014 года.

Дата окончания приема заявок – 25.06.2014 года.

Дата подведения итогов – 26.06.2014 года

Пункт 8 аукционной документации «Перечень документов, предоставляемых заявителями, участниками аукциона» содержит требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пункт 22 аукционной документации «Порядок, срок заключения договоров аренды недвижимого имущества по итогам аукциона» содержит положение о том, что «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом».

Так как действия организатора торгов, связанные с утверждением аукционной документации, содержали признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области было возбуждено производство по делу.

Ответчик своих представителей не направил, запрашиваемые документы представил в полном объеме.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в действиях Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Организатором торгов – Администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение 030614/0130347/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества: Нежилое помещение общей площадью 34,1 кв.м., расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, п. Христофорово, ул. Первомайская, д. 35 для размещения магазина. Помещение расположено в здании сельской администрации, центрального водоснабжения нет, центрального отопления нет.

Дата публикации извещения – 03.06.2014 года.

Дата окончания приема заявок – 25.06.2014 года.

Дата подведения итогов – 26.06.2014 года

Пункт 8 аукционной документации «Перечень документов, предоставляемых заявителями, участниками аукциона» содержит требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пункт 22 аукционной документации «Порядок, срок заключения договоров аренды недвижимого имущества по итогам аукциона» содержит положение о том, что «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом».

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Согласно пункту 27 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Приказа ФАС № 67 участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения аренды муниципального имущества, не предусматривает такие требования к участникам аукциона  на право аренды муниципального имущества как требование о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Требования к содержанию заявку установлены пунктом 121 Правил и не содержат такого права требования от заявителя на участие в аукционе предоставления описи предоставляемых документов в двух экземплярах.

Пунктом 122 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, действия организатора торгов по включению в документацию об аукционе требования к участникам аукциона на право аренды муниципального имущества о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, содержат нарушение ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пунктом 150 Правил установлено, что заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 настоящих Правил.

Согласно пункту 97 Правил в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора, организатор конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, либо заключить договор с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. При этом данный пункт не содержит нормы о возможности аннулирования результатов аукциона. Поэтому положение о том, что: При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом», не соответствует п. 97 Правил и может ограничить права второго участника аукциона на заключение договора аренды, тем самым создаются необоснованные препятствия деятельности хозяйствующего субъекта.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими часть 1 статьи 15 и часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанных норм не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данных нормах.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Установление непредусмотренных действующим законодательством требований к участников торгов о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, а также включение в документацию положений о том, что: «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом» не может не влиять на конкуренцию, поскольку введение непредусмотренных ограничений не способствует выявлению потенциальных желающих получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур в четком соответствии с требованиями законодательства приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров аренды муниципального имущества.

Таким образом, действия организатора торгов по включению в документацию об аукционе требования к участникам аукциона на право аренды муниципального имущества о предоставлении описи предоставляемых документов в двух экземплярах, а также положений о том, что: «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом», содержат нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», так как они (действия организатора торгов) необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (потенциальным участникам аукциона), путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также путем ограничения права второго участника аукциона на заключение договора аренды, что в свою очередь ограничивает их доступ к участию в торгах.

Такие действия организатора торгов, связанные с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, ограничением их доступа к участию в торгах могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды муниципального имущества.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено в добровольном порядке, Комиссия считает, что дело № 60/05-14 подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в действиях Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, выразившихся во включении в документацию об аукционе положений: о необходимости предоставления описи предоставляемых документов в двух экземплярах (п. 8 документации) (противоречит п. 121 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67), «При уклонении (отказе) победителя от заключения в указанный срок договора аренды недвижимого имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора аренды. Результаты аукциона аннулируются продавцом» (пункт 22 документации) (противоречит п. 97 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67) (извещение № 030614/0130347/01)», факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Производство по делу № 60/05-14 в отношении Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области прекратить ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г. Рогожкин

 

 

                                                                                                                          Ю.В. Гуляев

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №60/05-14 [format] => [safe_value] => №60/05-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-23 10:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-23 10:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404382211 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )