РЕШЕНИЕ по делу № 64/05-14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №64/05-14
Дата публикации: 7 июля 2014, 14:01

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. –  руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Метелевой Н.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

в отсутствие представителей ответчика – Заринской сельской Думы Опраинского района Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

 при ведении протокола Метелевой Н.В. – ведущим специалистом - экспертом отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 64/05-14 по признакам нарушения Заринской сельской Думой Опринского района Кировской области п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате мониторинга полученных от администрации Опаринского района Кировской области материалов было установлено, что Заринской сельской Думой Опаринского района Кировской области было принято Решение от 16.12.2011 № 09/07 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области»» (далее – Положение), которое содержит нормы, противоречащие действующему антимонопольному законодательству.

 

1.                  Статьей 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества Заринского сельского поселения, в соответствии с которым решения о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, составляющего казну поселения, принимаются администрацией Заринского сельского поселения. Решение о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также движимого и недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными казенными  предприятиями на праве оперативного управления, принимаются предприятиями самостоятельно с письменного согласия администрации Заринского сельского поселения.  Решения о передаче в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными казенными учреждениями, а также недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными  автономными учреждениями, принимаются учреждениями с письменного согласия администрации Заринского сельского поселения.

Статьей 19 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче казенного имущества в доверительное управление, в соответствии с которым решения о передаче муниципального имущества в доверительное управление принимаются Заринской сельской Думой на основании заключения администрации Заринского сельского поселения.

Статьей 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению, в соответствии с которым решения о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению принимаются Заринской сельской Думой на основании заключения администрации Заринского сельского поселения.

2.    Пунктом 1 статьи 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от16.12.2011 №09/07, установлено, что юридическим лицам, независимо от формы собственности и организационно – правовых форм, а также гражданам муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на цели, связанные с обслуживанием находящегося в государственной и муниципальной собственности жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, а также для осуществления управленческих и социальной – культурных функций, обеспечения сохранности муниципального имущества по договорам, заключаемым в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая тот факт, что в действиях Заринской сельской Думы Опаринского района Кировской области, выразившихся в принятии Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, в части статей 17, 19, 20 (не содержат требований о применении процедуры проведения торгов), установлены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»; в части статьи 17 (устанавливает ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства), установлены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении  представительного органа муниципального образования на основании приказа Кировского УФАС России от 20.06.2014 №296 было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 20.06.2014 рассмотрение дела №64/05-14 назначено на 30.06.2014.

23.06.2014 года ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил, что нарушения антимонопольного законодательства будут устранены на ближайшем заседании сельской Думы, которое состоится 08.07.2014, путем внесения изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

1.                      Статьи 17, 19, 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, устанавливающие порядок принятия решений о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества Заринского сельского поселения, о передаче казенного имущества в доверительное управление, а также о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению, не содержат требований о применении процедуры проведения торгов, что не соответствует нормам антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В свою очередь частью 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, или закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также в отношении государственного или муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным  или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно положениям части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Анализ указанных норм позволяет сделать  вывод о том, что заключение органами местного самоуправления договоров безвозмездного пользования, доверительного управления муниципальным имуществом, а также концессионных соглашений в отношении муниципального имущества осуществляется только на основании проведения процедуры торгов, также законодательство не устанавливает возможность заключения муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными автономными учреждениями, муниципальными бюджетными и казенными учреждениями  договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, без проведения процедуры торгов.

Соответственно передача объектов муниципальной собственности по договорам безвозмездного пользования, доверительного управления, а также по концессионным соглашениям  как органами местного самоуправления, так и муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными автономными учреждениями, муниципальными бюджетными и казенными учреждениями, за которыми такая собственность закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, осуществляется только на основании торгов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

Однако в статьях 17, 19, 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, регулирующих порядок принятия решений о передаче муниципального имущества муниципального образования Заринского сельского поселения в безвозмездное пользование, доверительное управление, а также на основании концессионного соглашения, отсутствуют положения о применении в обязательном порядке процедуры проведения торгов, что приводит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.

 

2.                      Пункт 1 статьи 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от16.12.2011 №09/07, устанавливающий ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила проведения конкурсов или аукционов).

Главой IV Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по гражданству, которое является более узким понятием по отношению к такому понятию, как физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п. 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи следует, что  органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию на аукционах, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к таким лицам.

Соответственно, устанавливая статьей 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, дополнительное ограничение к потенциальным участникам торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, Заринская сельская Дума создала условия, которые привели либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах.

 

Пунктом 7 статьи 21 Устава муниципального образования Заринского сельского поселения Опаринского района Кировской области, принятого решением Заринской сельской Думы от 07.12.2005 №03/01, установлен правовой статус Заринской сельской Думы как юридического лица, являющегося самостоятельным субъектом правоотношений.

 

 

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Заринской сельской Думы.

Учитывая то, что у антимонопольного органа на момент принятия решения по делу № 64/05-14 отсутствуют доказательства устранения Заринской сельской Думой нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Кировского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  15, 17.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать в действиях Заринской сельской Думы Опаринского района Кировской области, выразившихся в принятии решения от 16.12.2011 № 09/07 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области», которые приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и необоснованному препятствованию осуществления деятельности участников торгов, а также ограничивают доступ хозяйствующим субъектам к участию в торгах, в части следующих статей:

- статьи 17, 19, 20, не содержащие требований о применении процедуры проведения торгов, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»;

- пункт 1 статьи 17, устанавливающий ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать Заринской сельской Думе предписание об устранении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч.1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                                           А.В.Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                          Н.В.Метелёва

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Файлы для скачивания

predpisanie_zarinskaya_sd_64_05_14.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.09 МБ
stdClass Object ( [vid] => 9579 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 64/05-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9584 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404813856 [changed] => 1404813856 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404813856 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. –  руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Метелевой Н.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

в отсутствие представителей ответчика – Заринской сельской Думы Опраинского района Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

 при ведении протокола Метелевой Н.В. – ведущим специалистом - экспертом отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 64/05-14 по признакам нарушения Заринской сельской Думой Опринского района Кировской области п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате мониторинга полученных от администрации Опаринского района Кировской области материалов было установлено, что Заринской сельской Думой Опаринского района Кировской области было принято Решение от 16.12.2011 № 09/07 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области»» (далее – Положение), которое содержит нормы, противоречащие действующему антимонопольному законодательству.

 

1.                  Статьей 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества Заринского сельского поселения, в соответствии с которым решения о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, составляющего казну поселения, принимаются администрацией Заринского сельского поселения. Решение о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также движимого и недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными казенными  предприятиями на праве оперативного управления, принимаются предприятиями самостоятельно с письменного согласия администрации Заринского сельского поселения.  Решения о передаче в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными казенными учреждениями, а также недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными  автономными учреждениями, принимаются учреждениями с письменного согласия администрации Заринского сельского поселения.

Статьей 19 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче казенного имущества в доверительное управление, в соответствии с которым решения о передаче муниципального имущества в доверительное управление принимаются Заринской сельской Думой на основании заключения администрации Заринского сельского поселения.

Статьей 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению, в соответствии с которым решения о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению принимаются Заринской сельской Думой на основании заключения администрации Заринского сельского поселения.

2.    Пунктом 1 статьи 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от16.12.2011 №09/07, установлено, что юридическим лицам, независимо от формы собственности и организационно – правовых форм, а также гражданам муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на цели, связанные с обслуживанием находящегося в государственной и муниципальной собственности жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, а также для осуществления управленческих и социальной – культурных функций, обеспечения сохранности муниципального имущества по договорам, заключаемым в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая тот факт, что в действиях Заринской сельской Думы Опаринского района Кировской области, выразившихся в принятии Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, в части статей 17, 19, 20 (не содержат требований о применении процедуры проведения торгов), установлены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»; в части статьи 17 (устанавливает ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства), установлены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении  представительного органа муниципального образования на основании приказа Кировского УФАС России от 20.06.2014 №296 было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 20.06.2014 рассмотрение дела №64/05-14 назначено на 30.06.2014.

23.06.2014 года ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил, что нарушения антимонопольного законодательства будут устранены на ближайшем заседании сельской Думы, которое состоится 08.07.2014, путем внесения изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

1.                      Статьи 17, 19, 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, устанавливающие порядок принятия решений о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества Заринского сельского поселения, о передаче казенного имущества в доверительное управление, а также о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению, не содержат требований о применении процедуры проведения торгов, что не соответствует нормам антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В свою очередь частью 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, или закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также в отношении государственного или муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным  или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно положениям части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Анализ указанных норм позволяет сделать  вывод о том, что заключение органами местного самоуправления договоров безвозмездного пользования, доверительного управления муниципальным имуществом, а также концессионных соглашений в отношении муниципального имущества осуществляется только на основании проведения процедуры торгов, также законодательство не устанавливает возможность заключения муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными автономными учреждениями, муниципальными бюджетными и казенными учреждениями  договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, без проведения процедуры торгов.

Соответственно передача объектов муниципальной собственности по договорам безвозмездного пользования, доверительного управления, а также по концессионным соглашениям  как органами местного самоуправления, так и муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными автономными учреждениями, муниципальными бюджетными и казенными учреждениями, за которыми такая собственность закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, осуществляется только на основании торгов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

Однако в статьях 17, 19, 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, регулирующих порядок принятия решений о передаче муниципального имущества муниципального образования Заринского сельского поселения в безвозмездное пользование, доверительное управление, а также на основании концессионного соглашения, отсутствуют положения о применении в обязательном порядке процедуры проведения торгов, что приводит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.

 

2.                      Пункт 1 статьи 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от16.12.2011 №09/07, устанавливающий ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила проведения конкурсов или аукционов).

Главой IV Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по гражданству, которое является более узким понятием по отношению к такому понятию, как физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п. 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи следует, что  органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию на аукционах, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к таким лицам.

Соответственно, устанавливая статьей 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, дополнительное ограничение к потенциальным участникам торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, Заринская сельская Дума создала условия, которые привели либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах.

 

Пунктом 7 статьи 21 Устава муниципального образования Заринского сельского поселения Опаринского района Кировской области, принятого решением Заринской сельской Думы от 07.12.2005 №03/01, установлен правовой статус Заринской сельской Думы как юридического лица, являющегося самостоятельным субъектом правоотношений.

 

 

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Заринской сельской Думы.

Учитывая то, что у антимонопольного органа на момент принятия решения по делу № 64/05-14 отсутствуют доказательства устранения Заринской сельской Думой нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Кировского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  15, 17.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать в действиях Заринской сельской Думы Опаринского района Кировской области, выразившихся в принятии решения от 16.12.2011 № 09/07 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области», которые приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и необоснованному препятствованию осуществления деятельности участников торгов, а также ограничивают доступ хозяйствующим субъектам к участию в торгах, в части следующих статей:

- статьи 17, 19, 20, не содержащие требований о применении процедуры проведения торгов, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»;

- пункт 1 статьи 17, устанавливающий ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать Заринской сельской Думе предписание об устранении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч.1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                                           А.В.Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                          Н.В.Метелёва

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. –  руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Метелевой Н.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

в отсутствие представителей ответчика – Заринской сельской Думы Опраинского района Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

 при ведении протокола Метелевой Н.В. – ведущим специалистом - экспертом отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 64/05-14 по признакам нарушения Заринской сельской Думой Опринского района Кировской области п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате мониторинга полученных от администрации Опаринского района Кировской области материалов было установлено, что Заринской сельской Думой Опаринского района Кировской области было принято Решение от 16.12.2011 № 09/07 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области»» (далее – Положение), которое содержит нормы, противоречащие действующему антимонопольному законодательству.

 

1.                  Статьей 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества Заринского сельского поселения, в соответствии с которым решения о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, составляющего казну поселения, принимаются администрацией Заринского сельского поселения. Решение о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также движимого и недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными казенными  предприятиями на праве оперативного управления, принимаются предприятиями самостоятельно с письменного согласия администрации Заринского сельского поселения.  Решения о передаче в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными казенными учреждениями, а также недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными  автономными учреждениями, принимаются учреждениями с письменного согласия администрации Заринского сельского поселения.

Статьей 19 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче казенного имущества в доверительное управление, в соответствии с которым решения о передаче муниципального имущества в доверительное управление принимаются Заринской сельской Думой на основании заключения администрации Заринского сельского поселения.

Статьей 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, установлен порядок принятия решений о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению, в соответствии с которым решения о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению принимаются Заринской сельской Думой на основании заключения администрации Заринского сельского поселения.

2.    Пунктом 1 статьи 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от16.12.2011 №09/07, установлено, что юридическим лицам, независимо от формы собственности и организационно – правовых форм, а также гражданам муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на цели, связанные с обслуживанием находящегося в государственной и муниципальной собственности жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, а также для осуществления управленческих и социальной – культурных функций, обеспечения сохранности муниципального имущества по договорам, заключаемым в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая тот факт, что в действиях Заринской сельской Думы Опаринского района Кировской области, выразившихся в принятии Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, в части статей 17, 19, 20 (не содержат требований о применении процедуры проведения торгов), установлены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»; в части статьи 17 (устанавливает ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства), установлены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении  представительного органа муниципального образования на основании приказа Кировского УФАС России от 20.06.2014 №296 было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 20.06.2014 рассмотрение дела №64/05-14 назначено на 30.06.2014.

23.06.2014 года ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил, что нарушения антимонопольного законодательства будут устранены на ближайшем заседании сельской Думы, которое состоится 08.07.2014, путем внесения изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

1.                      Статьи 17, 19, 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, устанавливающие порядок принятия решений о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества Заринского сельского поселения, о передаче казенного имущества в доверительное управление, а также о передаче недвижимого имущества поселения по концессионному соглашению, не содержат требований о применении процедуры проведения торгов, что не соответствует нормам антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В свою очередь частью 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, или закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также в отношении государственного или муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным  или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно положениям части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Анализ указанных норм позволяет сделать  вывод о том, что заключение органами местного самоуправления договоров безвозмездного пользования, доверительного управления муниципальным имуществом, а также концессионных соглашений в отношении муниципального имущества осуществляется только на основании проведения процедуры торгов, также законодательство не устанавливает возможность заключения муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными автономными учреждениями, муниципальными бюджетными и казенными учреждениями  договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, без проведения процедуры торгов.

Соответственно передача объектов муниципальной собственности по договорам безвозмездного пользования, доверительного управления, а также по концессионным соглашениям  как органами местного самоуправления, так и муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными автономными учреждениями, муниципальными бюджетными и казенными учреждениями, за которыми такая собственность закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, осуществляется только на основании торгов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

Однако в статьях 17, 19, 20 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, регулирующих порядок принятия решений о передаче муниципального имущества муниципального образования Заринского сельского поселения в безвозмездное пользование, доверительное управление, а также на основании концессионного соглашения, отсутствуют положения о применении в обязательном порядке процедуры проведения торгов, что приводит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.

 

2.                      Пункт 1 статьи 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от16.12.2011 №09/07, устанавливающий ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила проведения конкурсов или аукционов).

Главой IV Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по гражданству, которое является более узким понятием по отношению к такому понятию, как физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п. 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи следует, что  органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию на аукционах, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к таким лицам.

Соответственно, устанавливая статьей 17 Положения, утвержденного Решением Заринской сельской Думы от 16.12.2011 № 09/07, дополнительное ограничение к потенциальным участникам торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, Заринская сельская Дума создала условия, которые привели либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах.

 

Пунктом 7 статьи 21 Устава муниципального образования Заринского сельского поселения Опаринского района Кировской области, принятого решением Заринской сельской Думы от 07.12.2005 №03/01, установлен правовой статус Заринской сельской Думы как юридического лица, являющегося самостоятельным субъектом правоотношений.

 

 

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Заринской сельской Думы.

Учитывая то, что у антимонопольного органа на момент принятия решения по делу № 64/05-14 отсутствуют доказательства устранения Заринской сельской Думой нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Кировского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  15, 17.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать в действиях Заринской сельской Думы Опаринского района Кировской области, выразившихся в принятии решения от 16.12.2011 № 09/07 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области», которые приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и необоснованному препятствованию осуществления деятельности участников торгов, а также ограничивают доступ хозяйствующим субъектам к участию в торгах, в части следующих статей:

- статьи 17, 19, 20, не содержащие требований о применении процедуры проведения торгов, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»;

- пункт 1 статьи 17, устанавливающий ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать Заринской сельской Думе предписание об устранении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч.1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                                           А.В.Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                          Н.В.Метелёва

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №64/05-14 [format] => [safe_value] => №64/05-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 877 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_zarinskaya_sd_64_05_14.doc [uri] => public://solution/2014/07/08/predpisanie_zarinskaya_sd_64_05_14.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 94720 [status] => 1 [timestamp] => 1404813856 [origname] => predpisanie_zarinskaya_sd_64_05_14.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 10:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 10:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404813856 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )