РЕШЕНИЕ по делу № 46/05-14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №46/05-14
Дата публикации: 4 июля 2014, 14:11

Резолютивная часть решения оглашена 25  июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03   июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления,

Членов комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти,

Кузнецовой А.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени рассмотрения дела представителей администрации Афанасьевского района,  Афанасьевского райпо (направлены ходатайства  о рассмотрении дела в отсутствие  представителей),

рассмотрев дело № 46/05-14 по признакам нарушения администрацией Афанасьевского района (613060, Кировская область, пгт Афанасьево, ул. Красных Партизан, 5) п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1  ст. 17.1, ч. 3 ст. 19  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее  -  Закон  защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2014г. прокуратура Афанасьевского района  Кировской области  направила в Кировское УФАС России  материалы по факту нарушения  администрацией Афанасьевского района  антимонопольного законодательства  при заключении договора аренды нежилого помещения с Афанасьевским  райпо. 

 Из  представленных документов следует, что 13.12.2013г. администрация Афапнасьевского района   без проведения торгов заключила договор аренды  помещения по адресу: с. Гордино, Афанасьевского района, ул. Мира, д. 41, с Афанасьевским райпо. 

Прокуратура Афанасьевского района   по факту нарушения  направила главе администрации Афанасьевского района  представление об устранении нарушений закона.  Однако, в ответ на представление глава администрации Афанасьевского района сообщил, что не усматривает нарушения законодательства, так как Афанасьевское райпо является некоммерческой организацией.

Приказом   руководителя Кировского УФАС России  от 12 мая 2014г. № 205  возбуждено дело № 46/05-14 в отношении  администрации Афанасьевского района  по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.  Дело назначено к рассмотрению на 03.06.2014г.

 03.06.2014г.  рассмотрение дела было отложено,  к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Афанасьевское райпо.

 В действиях администрации Афанасьевского района комиссия дополнительно усмотрела признаки нарушения  ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции -  предоставление муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа.

 Заседание комиссии назначено на 25.06.2014г.

 18.06.2014г. Афанасьевское райпо (далее – Общество) направило письменные пояснения по делу, указав, что  давно  использует  под магазин помещение по адресу: Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41.  Поясняет, что  Общество является некоммерческой организацией, целью его деятельности является  удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.  Для достижения указанных целей осуществляет следующие виды деятельности:

- оптовая и розничная торговля;

- услуги в сфере общественного питания. 

Все  остальные  виды деятельности,  указанные в Уставе,  Общество не осуществляет.

Общество содержит убыточные магазины в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, осуществляет развозную торговлю в тех населенных пунктах, где нет магазинов, при этом розничная цена на продукты не меняется в зависимости от отдаленности населенных пунктов.

                25.06.2014г. на заседание комиссии администрация Афанасьевского района и Афанасьевское райпо  представителей  не направила, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика. заинтересованного лица, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

          13.12.2013 между администрацией Афанасьевского района (арендодатель)  и Афанасьевским районным потребительским обществом (арендатор) заключен договор  аренды № 38, по условиям которого  арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование  помещение, расположенное по адресу: Кировская область, Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41 для размещения магазина (п. 1.1 договора).   Установленный  срок  аренды – с 01.01.2014г. по 30.12.2014г. (п. 1.2 договора).  Указанный  договор заключен без проведения процедуры торгов.

          В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15  Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014г.)  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе,  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно  п.4 ч.5 ст. 32 Устава  Муниципального образования Афанасьевский муниципальный район  Кировской области, утвержденного  решением Афанасьевской районной  Думы от 17.06.2005г. № 26/1 (с изменениями, внесенными решением Думы от 10.08.2005г. № 27/3), к компетенции администрации района относится, в том числе,  управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в порядке, установленном районной Думой.

Решением  Афанасьевской районной Думы от 26.07.2006г. № 7/10  утверждено  Положение о порядке  управления и распоряжения  имуществом,  находящимся в муниципальной собственности Афанасьевского района.

Согласно пункту 2 раздела  VI Положения  уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом района является отдел  по имуществу и земельным  ресурсам  администрации Афанасьевского района.

Пункт  2 раздела  VII  Положения  предусматривает заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления  имуществом, иных договоров, предусматривающих  переход прав владения и (или) пользования  в отношении муниципального имущества,  только по результатам  проведения конкурсов или аукционов, на право заключения таких договоров, за исключением  случаев, указанных в Федеральном законе  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

   Как следует из части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

   Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без организации и проведения торгов  возможна передача прав владения и пользования  государственным  и (или) муниципальным  имуществом  некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами конкретных  видов деятельности, указанных  в настоящем пункте., в том числе, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

 В пункте 2.2 раздела  2 Устава  Афанасьевского районного потребительского общества предусмотрена деятельность  в области здравоохранения и предоставления социальных услуг.  Однако, согласно письменным пояснениям председателя Совета Афанасьевского райпо  Р.С. Варанкина  Общество не  занимается всеми видами деятельности, предусмотренными Уставом,  а осуществляет  только  оптовую и розничную торговлю и оказание услуг в сфере общественного питания.

 Афанасьевское райпо  не  является  социально ориентированной некоммерческой организацией,  которой  можно передать муниципальное имущество в аренду без проведения торгов. 

 Таким образом,  заключение   администрацией Афанасьевского района  договора аренды нежилого помещения    № 38 от 13.12.2013г.  с Афанасьевским райпо  без применения процедуры торгов привело к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре торгов, что является  нарушением ч. 1 ст. 17.1  Закона о защите конкуренции.       

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органам или организациям запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на создание дискриминационных условий органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, то есть условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 Как следует из п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции,  конкуренция – это  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается, или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  Проведение торгов   обеспечивает состязательность хозяйствующих субъектов, а их не проведение   оказывает  негативное  влияние  на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

  Комиссия Кировского УФАС России установила, что предоставление  администрацией Афанасьевского района  Афанасьевскому райпо  возможности  пользоваться муниципальным имуществом без проведения торгов  обеспечили  Афанасьевскому райпо более выгодные условия  осуществления  хозяйственной деятельности по сравнению с другими  хозяйствующими  субъектами, которые были лишены доступа к товарному  рынку аренды муниципального имущества, то есть в отношении них  были созданы дискриминационные условия по сравнению с конкурирующим хозяйствующим субъектом, что  привело к нарушению пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

  Действия администрации Афанасьевского района  по заключению договора аренды  без торгов  создало  необоснованное препятствование осуществлению деятельности другими  хозяйствующими субъектами, то есть нарушило п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

   В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа  в письменной форме.

   Заключение  администрацией Афанасьевского района  договора аренды  без организации и проведения торгов свидетельствует  о  предоставлении Афанасьевскому райпо  муниципальной преференции  без предварительного согласия  антимонопольного органа  в  письменной форме, то есть   нарушению ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 15, 17.1, 19, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать в действиях администрации Афанасьевского  района Кировской области факт нарушения п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч.3 ст. 19   Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора аренды от 13.12.2013г. № 38 с Афанасьевским райпо  на  предоставление  во владение и пользование  нежилого помещения по адресу:  Кировская область,  Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41, общей площадью  27,16 кв.м без проведения процедуры торгов.

            2. Выдать администрации Афанасьевского района Кировской области  предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                          А.Г. Рогожкин

                                 

                                                                                                                        А.М. Кузнецова                                                  

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 9583 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 46/05-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9588 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404814307 [changed] => 1404814307 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404814307 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 25  июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03   июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления,

Членов комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти,

Кузнецовой А.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени рассмотрения дела представителей администрации Афанасьевского района,  Афанасьевского райпо (направлены ходатайства  о рассмотрении дела в отсутствие  представителей),

рассмотрев дело № 46/05-14 по признакам нарушения администрацией Афанасьевского района (613060, Кировская область, пгт Афанасьево, ул. Красных Партизан, 5) п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1  ст. 17.1, ч. 3 ст. 19  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее  -  Закон  защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2014г. прокуратура Афанасьевского района  Кировской области  направила в Кировское УФАС России  материалы по факту нарушения  администрацией Афанасьевского района  антимонопольного законодательства  при заключении договора аренды нежилого помещения с Афанасьевским  райпо. 

 Из  представленных документов следует, что 13.12.2013г. администрация Афапнасьевского района   без проведения торгов заключила договор аренды  помещения по адресу: с. Гордино, Афанасьевского района, ул. Мира, д. 41, с Афанасьевским райпо. 

Прокуратура Афанасьевского района   по факту нарушения  направила главе администрации Афанасьевского района  представление об устранении нарушений закона.  Однако, в ответ на представление глава администрации Афанасьевского района сообщил, что не усматривает нарушения законодательства, так как Афанасьевское райпо является некоммерческой организацией.

Приказом   руководителя Кировского УФАС России  от 12 мая 2014г. № 205  возбуждено дело № 46/05-14 в отношении  администрации Афанасьевского района  по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.  Дело назначено к рассмотрению на 03.06.2014г.

 03.06.2014г.  рассмотрение дела было отложено,  к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Афанасьевское райпо.

 В действиях администрации Афанасьевского района комиссия дополнительно усмотрела признаки нарушения  ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции -  предоставление муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа.

 Заседание комиссии назначено на 25.06.2014г.

 18.06.2014г. Афанасьевское райпо (далее – Общество) направило письменные пояснения по делу, указав, что  давно  использует  под магазин помещение по адресу: Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41.  Поясняет, что  Общество является некоммерческой организацией, целью его деятельности является  удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.  Для достижения указанных целей осуществляет следующие виды деятельности:

- оптовая и розничная торговля;

- услуги в сфере общественного питания. 

Все  остальные  виды деятельности,  указанные в Уставе,  Общество не осуществляет.

Общество содержит убыточные магазины в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, осуществляет развозную торговлю в тех населенных пунктах, где нет магазинов, при этом розничная цена на продукты не меняется в зависимости от отдаленности населенных пунктов.

                25.06.2014г. на заседание комиссии администрация Афанасьевского района и Афанасьевское райпо  представителей  не направила, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика. заинтересованного лица, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

          13.12.2013 между администрацией Афанасьевского района (арендодатель)  и Афанасьевским районным потребительским обществом (арендатор) заключен договор  аренды № 38, по условиям которого  арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование  помещение, расположенное по адресу: Кировская область, Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41 для размещения магазина (п. 1.1 договора).   Установленный  срок  аренды – с 01.01.2014г. по 30.12.2014г. (п. 1.2 договора).  Указанный  договор заключен без проведения процедуры торгов.

          В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15  Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014г.)  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе,  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно  п.4 ч.5 ст. 32 Устава  Муниципального образования Афанасьевский муниципальный район  Кировской области, утвержденного  решением Афанасьевской районной  Думы от 17.06.2005г. № 26/1 (с изменениями, внесенными решением Думы от 10.08.2005г. № 27/3), к компетенции администрации района относится, в том числе,  управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в порядке, установленном районной Думой.

Решением  Афанасьевской районной Думы от 26.07.2006г. № 7/10  утверждено  Положение о порядке  управления и распоряжения  имуществом,  находящимся в муниципальной собственности Афанасьевского района.

Согласно пункту 2 раздела  VI Положения  уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом района является отдел  по имуществу и земельным  ресурсам  администрации Афанасьевского района.

Пункт  2 раздела  VII  Положения  предусматривает заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления  имуществом, иных договоров, предусматривающих  переход прав владения и (или) пользования  в отношении муниципального имущества,  только по результатам  проведения конкурсов или аукционов, на право заключения таких договоров, за исключением  случаев, указанных в Федеральном законе  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

   Как следует из части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

   Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без организации и проведения торгов  возможна передача прав владения и пользования  государственным  и (или) муниципальным  имуществом  некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами конкретных  видов деятельности, указанных  в настоящем пункте., в том числе, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

 В пункте 2.2 раздела  2 Устава  Афанасьевского районного потребительского общества предусмотрена деятельность  в области здравоохранения и предоставления социальных услуг.  Однако, согласно письменным пояснениям председателя Совета Афанасьевского райпо  Р.С. Варанкина  Общество не  занимается всеми видами деятельности, предусмотренными Уставом,  а осуществляет  только  оптовую и розничную торговлю и оказание услуг в сфере общественного питания.

 Афанасьевское райпо  не  является  социально ориентированной некоммерческой организацией,  которой  можно передать муниципальное имущество в аренду без проведения торгов. 

 Таким образом,  заключение   администрацией Афанасьевского района  договора аренды нежилого помещения    № 38 от 13.12.2013г.  с Афанасьевским райпо  без применения процедуры торгов привело к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре торгов, что является  нарушением ч. 1 ст. 17.1  Закона о защите конкуренции.       

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органам или организациям запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на создание дискриминационных условий органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, то есть условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 Как следует из п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции,  конкуренция – это  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается, или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  Проведение торгов   обеспечивает состязательность хозяйствующих субъектов, а их не проведение   оказывает  негативное  влияние  на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

  Комиссия Кировского УФАС России установила, что предоставление  администрацией Афанасьевского района  Афанасьевскому райпо  возможности  пользоваться муниципальным имуществом без проведения торгов  обеспечили  Афанасьевскому райпо более выгодные условия  осуществления  хозяйственной деятельности по сравнению с другими  хозяйствующими  субъектами, которые были лишены доступа к товарному  рынку аренды муниципального имущества, то есть в отношении них  были созданы дискриминационные условия по сравнению с конкурирующим хозяйствующим субъектом, что  привело к нарушению пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

  Действия администрации Афанасьевского района  по заключению договора аренды  без торгов  создало  необоснованное препятствование осуществлению деятельности другими  хозяйствующими субъектами, то есть нарушило п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

   В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа  в письменной форме.

   Заключение  администрацией Афанасьевского района  договора аренды  без организации и проведения торгов свидетельствует  о  предоставлении Афанасьевскому райпо  муниципальной преференции  без предварительного согласия  антимонопольного органа  в  письменной форме, то есть   нарушению ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 15, 17.1, 19, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать в действиях администрации Афанасьевского  района Кировской области факт нарушения п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч.3 ст. 19   Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора аренды от 13.12.2013г. № 38 с Афанасьевским райпо  на  предоставление  во владение и пользование  нежилого помещения по адресу:  Кировская область,  Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41, общей площадью  27,16 кв.м без проведения процедуры торгов.

            2. Выдать администрации Афанасьевского района Кировской области  предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                          А.Г. Рогожкин

                                 

                                                                                                                        А.М. Кузнецова                                                  

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 25  июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 03   июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления,

Членов комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти,

Кузнецовой А.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени рассмотрения дела представителей администрации Афанасьевского района,  Афанасьевского райпо (направлены ходатайства  о рассмотрении дела в отсутствие  представителей),

рассмотрев дело № 46/05-14 по признакам нарушения администрацией Афанасьевского района (613060, Кировская область, пгт Афанасьево, ул. Красных Партизан, 5) п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1  ст. 17.1, ч. 3 ст. 19  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее  -  Закон  защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2014г. прокуратура Афанасьевского района  Кировской области  направила в Кировское УФАС России  материалы по факту нарушения  администрацией Афанасьевского района  антимонопольного законодательства  при заключении договора аренды нежилого помещения с Афанасьевским  райпо. 

 Из  представленных документов следует, что 13.12.2013г. администрация Афапнасьевского района   без проведения торгов заключила договор аренды  помещения по адресу: с. Гордино, Афанасьевского района, ул. Мира, д. 41, с Афанасьевским райпо. 

Прокуратура Афанасьевского района   по факту нарушения  направила главе администрации Афанасьевского района  представление об устранении нарушений закона.  Однако, в ответ на представление глава администрации Афанасьевского района сообщил, что не усматривает нарушения законодательства, так как Афанасьевское райпо является некоммерческой организацией.

Приказом   руководителя Кировского УФАС России  от 12 мая 2014г. № 205  возбуждено дело № 46/05-14 в отношении  администрации Афанасьевского района  по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.  Дело назначено к рассмотрению на 03.06.2014г.

 03.06.2014г.  рассмотрение дела было отложено,  к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Афанасьевское райпо.

 В действиях администрации Афанасьевского района комиссия дополнительно усмотрела признаки нарушения  ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции -  предоставление муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа.

 Заседание комиссии назначено на 25.06.2014г.

 18.06.2014г. Афанасьевское райпо (далее – Общество) направило письменные пояснения по делу, указав, что  давно  использует  под магазин помещение по адресу: Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41.  Поясняет, что  Общество является некоммерческой организацией, целью его деятельности является  удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.  Для достижения указанных целей осуществляет следующие виды деятельности:

- оптовая и розничная торговля;

- услуги в сфере общественного питания. 

Все  остальные  виды деятельности,  указанные в Уставе,  Общество не осуществляет.

Общество содержит убыточные магазины в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, осуществляет развозную торговлю в тех населенных пунктах, где нет магазинов, при этом розничная цена на продукты не меняется в зависимости от отдаленности населенных пунктов.

                25.06.2014г. на заседание комиссии администрация Афанасьевского района и Афанасьевское райпо  представителей  не направила, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика. заинтересованного лица, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

          13.12.2013 между администрацией Афанасьевского района (арендодатель)  и Афанасьевским районным потребительским обществом (арендатор) заключен договор  аренды № 38, по условиям которого  арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование  помещение, расположенное по адресу: Кировская область, Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41 для размещения магазина (п. 1.1 договора).   Установленный  срок  аренды – с 01.01.2014г. по 30.12.2014г. (п. 1.2 договора).  Указанный  договор заключен без проведения процедуры торгов.

          В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15  Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014г.)  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе,  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно  п.4 ч.5 ст. 32 Устава  Муниципального образования Афанасьевский муниципальный район  Кировской области, утвержденного  решением Афанасьевской районной  Думы от 17.06.2005г. № 26/1 (с изменениями, внесенными решением Думы от 10.08.2005г. № 27/3), к компетенции администрации района относится, в том числе,  управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в порядке, установленном районной Думой.

Решением  Афанасьевской районной Думы от 26.07.2006г. № 7/10  утверждено  Положение о порядке  управления и распоряжения  имуществом,  находящимся в муниципальной собственности Афанасьевского района.

Согласно пункту 2 раздела  VI Положения  уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом района является отдел  по имуществу и земельным  ресурсам  администрации Афанасьевского района.

Пункт  2 раздела  VII  Положения  предусматривает заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления  имуществом, иных договоров, предусматривающих  переход прав владения и (или) пользования  в отношении муниципального имущества,  только по результатам  проведения конкурсов или аукционов, на право заключения таких договоров, за исключением  случаев, указанных в Федеральном законе  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

   Как следует из части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

   Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без организации и проведения торгов  возможна передача прав владения и пользования  государственным  и (или) муниципальным  имуществом  некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами конкретных  видов деятельности, указанных  в настоящем пункте., в том числе, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

 В пункте 2.2 раздела  2 Устава  Афанасьевского районного потребительского общества предусмотрена деятельность  в области здравоохранения и предоставления социальных услуг.  Однако, согласно письменным пояснениям председателя Совета Афанасьевского райпо  Р.С. Варанкина  Общество не  занимается всеми видами деятельности, предусмотренными Уставом,  а осуществляет  только  оптовую и розничную торговлю и оказание услуг в сфере общественного питания.

 Афанасьевское райпо  не  является  социально ориентированной некоммерческой организацией,  которой  можно передать муниципальное имущество в аренду без проведения торгов. 

 Таким образом,  заключение   администрацией Афанасьевского района  договора аренды нежилого помещения    № 38 от 13.12.2013г.  с Афанасьевским райпо  без применения процедуры торгов привело к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре торгов, что является  нарушением ч. 1 ст. 17.1  Закона о защите конкуренции.       

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органам или организациям запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на создание дискриминационных условий органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, то есть условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 Как следует из п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции,  конкуренция – это  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается, или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  Проведение торгов   обеспечивает состязательность хозяйствующих субъектов, а их не проведение   оказывает  негативное  влияние  на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

  Комиссия Кировского УФАС России установила, что предоставление  администрацией Афанасьевского района  Афанасьевскому райпо  возможности  пользоваться муниципальным имуществом без проведения торгов  обеспечили  Афанасьевскому райпо более выгодные условия  осуществления  хозяйственной деятельности по сравнению с другими  хозяйствующими  субъектами, которые были лишены доступа к товарному  рынку аренды муниципального имущества, то есть в отношении них  были созданы дискриминационные условия по сравнению с конкурирующим хозяйствующим субъектом, что  привело к нарушению пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

  Действия администрации Афанасьевского района  по заключению договора аренды  без торгов  создало  необоснованное препятствование осуществлению деятельности другими  хозяйствующими субъектами, то есть нарушило п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

   В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа  в письменной форме.

   Заключение  администрацией Афанасьевского района  договора аренды  без организации и проведения торгов свидетельствует  о  предоставлении Афанасьевскому райпо  муниципальной преференции  без предварительного согласия  антимонопольного органа  в  письменной форме, то есть   нарушению ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 15, 17.1, 19, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать в действиях администрации Афанасьевского  района Кировской области факт нарушения п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч.3 ст. 19   Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора аренды от 13.12.2013г. № 38 с Афанасьевским райпо  на  предоставление  во владение и пользование  нежилого помещения по адресу:  Кировская область,  Афанасьевский район, с. Гордино, ул. Мира, 41, общей площадью  27,16 кв.м без проведения процедуры торгов.

            2. Выдать администрации Афанасьевского района Кировской области  предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                          А.Г. Рогожкин

                                 

                                                                                                                        А.М. Кузнецова                                                  

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №46/05-14 [format] => [safe_value] => №46/05-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-04 10:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-04 10:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404814307 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )