РЕШЕНИЕ по делу № 80/05-14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №80/05-14
Дата публикации: 6 августа 2014, 10:27

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2014 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителей Утмановской сельской Думы,

рассмотрев дело № 80/05-14 по признакам нарушения Утмановской сельской Думой (613936, Кировская обл., Подосиновский район, с. Утманово) п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Утмановской сельской Думой Подосиновского района Кировской области принято решение от 30.04.2009 № 15/12 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение».

Как было установлено, «Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение», утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12,  содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Учитывая тот факт, что в бездействии Утмановской сельской Думы, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение» утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12 содержались признаки нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии Утмановская сельская Дума своих представителей не направила.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Утмановской сельской Думы Подосиновского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Утмановской сельской Думой Подосиновского района Кировской области принято решение от 30.04.2009 № 15/12 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение».

Абзац 8 пункта 2.2 Положения предусматривает, что в случае если субъект претендует на предоставление муниципальной помощи, документы, предусмотренные пунктом 2.2, предоставляются согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункты 3.1.1 и 3.1.2 Положения предусматривают возможность проведения закрытых конкурсов и аукционов.

Пункт 3.1.3 Положения предусматривает случаи предоставления в аренду муниципального имущества без организации и проведения торгов, не предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Раздел 4 Положения не соответствует положениям разделов II-XXII Порядка утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Пункт 5.6 Положения устанавливает, что арендаторами муниципального имущества могут выступать любые юридические, а также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Пунктом 7.4 Положения установлено, что в случае заключения договора субаренды арендная плата по основному договору подлежит увеличению:

На 30% - при сдаче менее 20% от арендуемой площади,

На 50 % - при сдаче арендуемой площади от 20 % до 40 %.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 2 Порядка установлено, что проводимые конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества являются открытыми по составу участников.

Таким образом, положения пунктов 3.1.1 и 3.1.2 не соответствуют пункту 2 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67.

Установление возможности проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества ограничивает круг потенциальных участников конкурсных процедур, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 участником конкурсов и аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Таким образом, пункт 5.6 не соответствует требованиям пункта 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Исключение физических лиц, не зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, в качестве претендентов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, ограничивает круг потенциальных участников конкурентных процедур и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

01.11.2011 ФАС России дала разъяснения по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В соответствии с пунктом 11 этих разъяснений Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота); она устанавливается организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Таким образом, при заключении договора аренды муниципального имущества по результатам торгов цена договора определяется в размере, предложенном победителем торгов.

Частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Предусмотренная Пунктом 7.4 Положения возможность установления повышения арендной платы, в случае заключения договора субаренды нарушает права арендатора, так как в силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации право арендатора на сдачу арендованного имущества в субаренду обусловлено только получением согласия арендодателя, но не изменением арендной платы в сторону ее увеличения на процент субаренды.

В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ дискриминационные условия- условия доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, нормы пункта 7.4 Положения, устанавливающие возможность повышения арендной платы, в случае заключения договора субаренды ставят в неравные условия лиц, арендующих муниципальное имущество и сдающих его в субаренду, по сравнению с арендаторами, не сдающими муниципальное имущество субаренду, поскольку определяет для таких групп субъектов разный размер арендной платы. Данное обстоятельство, создает препятствия для осуществления ими предпринимательской деятельности, так как возлагает дополнительную финансовую обязанность на арендаторов, которые реализуют предусмотренное законом право сдавать имущество в субаренду.

Кроме того, абзац 8 пункта 2.2 Положения предусматривающий, что в случае если субъект претендует на предоставление муниципальной помощи, документы, предусмотренные пунктом 2.2, предоставляются согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не соответствует п. 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в действующей редакции закона о защите конкуренции понятие муниципальной помощи отсутствует, в ней содержится понятие муниципальной преференции.

Пункт 3.1.3 Положения предусматривает случаи предоставления в аренду муниципального имущества без организации и проведения торгов, не предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Установление, не предусмотренных законом о защите конкуренции исключений, о возможности заключения договоров аренды без проведения процедуры торгов, ограничивает круг потенциальных участников конкурентных процедур, необоснованно препятствует деятельности таких участников и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Раздел 4 Положения не соответствует положениям разделов II-XXII Порядка утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Утмановской сельской Думы.

Так как на момент принятия решения по делу «Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение», утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12 не приведено в соответствие действующему антимонопольному законодательству, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в бездействии Утмановской сельской Думы Подосиновского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение» утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12, а именно абзаца 8 пункта 2.2, не соответствующего пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктов 3.1.1 и 3.1.2, не соответствующих пункту 2 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, пункта 3.1.3, не соответствующего части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, раздела 4, не соответствующего положениям разделов II-XXII Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, пункта 5.6 не соответствующего требованиям пункта 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, а также пункта 7.4, не соответствующего части 2 статьи 615 ГК РФ, факт нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Утмановской сельской Думе Подосиновского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                           Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Файлы для скачивания

predpisanie_2014_utmanovskaya_80.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.09 МБ
stdClass Object ( [vid] => 9664 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 80/05-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9669 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407306457 [changed] => 1407306457 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407306457 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2014 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителей Утмановской сельской Думы,

рассмотрев дело № 80/05-14 по признакам нарушения Утмановской сельской Думой (613936, Кировская обл., Подосиновский район, с. Утманово) п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Утмановской сельской Думой Подосиновского района Кировской области принято решение от 30.04.2009 № 15/12 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение».

Как было установлено, «Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение», утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12,  содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Учитывая тот факт, что в бездействии Утмановской сельской Думы, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение» утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12 содержались признаки нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии Утмановская сельская Дума своих представителей не направила.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Утмановской сельской Думы Подосиновского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Утмановской сельской Думой Подосиновского района Кировской области принято решение от 30.04.2009 № 15/12 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение».

Абзац 8 пункта 2.2 Положения предусматривает, что в случае если субъект претендует на предоставление муниципальной помощи, документы, предусмотренные пунктом 2.2, предоставляются согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункты 3.1.1 и 3.1.2 Положения предусматривают возможность проведения закрытых конкурсов и аукционов.

Пункт 3.1.3 Положения предусматривает случаи предоставления в аренду муниципального имущества без организации и проведения торгов, не предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Раздел 4 Положения не соответствует положениям разделов II-XXII Порядка утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Пункт 5.6 Положения устанавливает, что арендаторами муниципального имущества могут выступать любые юридические, а также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Пунктом 7.4 Положения установлено, что в случае заключения договора субаренды арендная плата по основному договору подлежит увеличению:

На 30% - при сдаче менее 20% от арендуемой площади,

На 50 % - при сдаче арендуемой площади от 20 % до 40 %.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 2 Порядка установлено, что проводимые конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества являются открытыми по составу участников.

Таким образом, положения пунктов 3.1.1 и 3.1.2 не соответствуют пункту 2 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67.

Установление возможности проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества ограничивает круг потенциальных участников конкурсных процедур, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 участником конкурсов и аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Таким образом, пункт 5.6 не соответствует требованиям пункта 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Исключение физических лиц, не зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, в качестве претендентов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, ограничивает круг потенциальных участников конкурентных процедур и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

01.11.2011 ФАС России дала разъяснения по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В соответствии с пунктом 11 этих разъяснений Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота); она устанавливается организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Таким образом, при заключении договора аренды муниципального имущества по результатам торгов цена договора определяется в размере, предложенном победителем торгов.

Частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Предусмотренная Пунктом 7.4 Положения возможность установления повышения арендной платы, в случае заключения договора субаренды нарушает права арендатора, так как в силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации право арендатора на сдачу арендованного имущества в субаренду обусловлено только получением согласия арендодателя, но не изменением арендной платы в сторону ее увеличения на процент субаренды.

В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ дискриминационные условия- условия доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, нормы пункта 7.4 Положения, устанавливающие возможность повышения арендной платы, в случае заключения договора субаренды ставят в неравные условия лиц, арендующих муниципальное имущество и сдающих его в субаренду, по сравнению с арендаторами, не сдающими муниципальное имущество субаренду, поскольку определяет для таких групп субъектов разный размер арендной платы. Данное обстоятельство, создает препятствия для осуществления ими предпринимательской деятельности, так как возлагает дополнительную финансовую обязанность на арендаторов, которые реализуют предусмотренное законом право сдавать имущество в субаренду.

Кроме того, абзац 8 пункта 2.2 Положения предусматривающий, что в случае если субъект претендует на предоставление муниципальной помощи, документы, предусмотренные пунктом 2.2, предоставляются согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не соответствует п. 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в действующей редакции закона о защите конкуренции понятие муниципальной помощи отсутствует, в ней содержится понятие муниципальной преференции.

Пункт 3.1.3 Положения предусматривает случаи предоставления в аренду муниципального имущества без организации и проведения торгов, не предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Установление, не предусмотренных законом о защите конкуренции исключений, о возможности заключения договоров аренды без проведения процедуры торгов, ограничивает круг потенциальных участников конкурентных процедур, необоснованно препятствует деятельности таких участников и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Раздел 4 Положения не соответствует положениям разделов II-XXII Порядка утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Утмановской сельской Думы.

Так как на момент принятия решения по делу «Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение», утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12 не приведено в соответствие действующему антимонопольному законодательству, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в бездействии Утмановской сельской Думы Подосиновского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение» утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12, а именно абзаца 8 пункта 2.2, не соответствующего пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктов 3.1.1 и 3.1.2, не соответствующих пункту 2 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, пункта 3.1.3, не соответствующего части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, раздела 4, не соответствующего положениям разделов II-XXII Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, пункта 5.6 не соответствующего требованиям пункта 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, а также пункта 7.4, не соответствующего части 2 статьи 615 ГК РФ, факт нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Утмановской сельской Думе Подосиновского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                           Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2014 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителей Утмановской сельской Думы,

рассмотрев дело № 80/05-14 по признакам нарушения Утмановской сельской Думой (613936, Кировская обл., Подосиновский район, с. Утманово) п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Утмановской сельской Думой Подосиновского района Кировской области принято решение от 30.04.2009 № 15/12 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение».

Как было установлено, «Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение», утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12,  содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Учитывая тот факт, что в бездействии Утмановской сельской Думы, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение» утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12 содержались признаки нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии Утмановская сельская Дума своих представителей не направила.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Утмановской сельской Думы Подосиновского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Утмановской сельской Думой Подосиновского района Кировской области принято решение от 30.04.2009 № 15/12 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение».

Абзац 8 пункта 2.2 Положения предусматривает, что в случае если субъект претендует на предоставление муниципальной помощи, документы, предусмотренные пунктом 2.2, предоставляются согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункты 3.1.1 и 3.1.2 Положения предусматривают возможность проведения закрытых конкурсов и аукционов.

Пункт 3.1.3 Положения предусматривает случаи предоставления в аренду муниципального имущества без организации и проведения торгов, не предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Раздел 4 Положения не соответствует положениям разделов II-XXII Порядка утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Пункт 5.6 Положения устанавливает, что арендаторами муниципального имущества могут выступать любые юридические, а также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Пунктом 7.4 Положения установлено, что в случае заключения договора субаренды арендная плата по основному договору подлежит увеличению:

На 30% - при сдаче менее 20% от арендуемой площади,

На 50 % - при сдаче арендуемой площади от 20 % до 40 %.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 2 Порядка установлено, что проводимые конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества являются открытыми по составу участников.

Таким образом, положения пунктов 3.1.1 и 3.1.2 не соответствуют пункту 2 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67.

Установление возможности проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества ограничивает круг потенциальных участников конкурсных процедур, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 участником конкурсов и аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Таким образом, пункт 5.6 не соответствует требованиям пункта 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Исключение физических лиц, не зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, в качестве претендентов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, ограничивает круг потенциальных участников конкурентных процедур и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

01.11.2011 ФАС России дала разъяснения по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В соответствии с пунктом 11 этих разъяснений Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота); она устанавливается организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Таким образом, при заключении договора аренды муниципального имущества по результатам торгов цена договора определяется в размере, предложенном победителем торгов.

Частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Предусмотренная Пунктом 7.4 Положения возможность установления повышения арендной платы, в случае заключения договора субаренды нарушает права арендатора, так как в силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации право арендатора на сдачу арендованного имущества в субаренду обусловлено только получением согласия арендодателя, но не изменением арендной платы в сторону ее увеличения на процент субаренды.

В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ дискриминационные условия- условия доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, нормы пункта 7.4 Положения, устанавливающие возможность повышения арендной платы, в случае заключения договора субаренды ставят в неравные условия лиц, арендующих муниципальное имущество и сдающих его в субаренду, по сравнению с арендаторами, не сдающими муниципальное имущество субаренду, поскольку определяет для таких групп субъектов разный размер арендной платы. Данное обстоятельство, создает препятствия для осуществления ими предпринимательской деятельности, так как возлагает дополнительную финансовую обязанность на арендаторов, которые реализуют предусмотренное законом право сдавать имущество в субаренду.

Кроме того, абзац 8 пункта 2.2 Положения предусматривающий, что в случае если субъект претендует на предоставление муниципальной помощи, документы, предусмотренные пунктом 2.2, предоставляются согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не соответствует п. 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в действующей редакции закона о защите конкуренции понятие муниципальной помощи отсутствует, в ней содержится понятие муниципальной преференции.

Пункт 3.1.3 Положения предусматривает случаи предоставления в аренду муниципального имущества без организации и проведения торгов, не предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Установление, не предусмотренных законом о защите конкуренции исключений, о возможности заключения договоров аренды без проведения процедуры торгов, ограничивает круг потенциальных участников конкурентных процедур, необоснованно препятствует деятельности таких участников и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Раздел 4 Положения не соответствует положениям разделов II-XXII Порядка утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Утмановской сельской Думы.

Так как на момент принятия решения по делу «Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение», утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12 не приведено в соответствие действующему антимонопольному законодательству, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в бездействии Утмановской сельской Думы Подосиновского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования Утмановское сельское поселение» утв. Решением Утмановской сельской Думы от 30.04.2009 № 15/12, а именно абзаца 8 пункта 2.2, не соответствующего пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктов 3.1.1 и 3.1.2, не соответствующих пункту 2 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, пункта 3.1.3, не соответствующего части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, раздела 4, не соответствующего положениям разделов II-XXII Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, пункта 5.6 не соответствующего требованиям пункта 17 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, а также пункта 7.4, не соответствующего части 2 статьи 615 ГК РФ, факт нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Утмановской сельской Думе Подосиновского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Молчанов

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                           Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №80/05-14 [format] => [safe_value] => №80/05-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 914 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_2014_utmanovskaya_80.doc [uri] => public://solution/2014/08/06/predpisanie_2014_utmanovskaya_80.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 96256 [status] => 1 [timestamp] => 1407306457 [origname] => predpisanie_2014_utmanovskaya_80.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-06 06:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-06 06:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407306457 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )