РЕШЕНИЕ по делу № 130/05-14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №130/05-14
Дата публикации: 27 октября 2014, 10:15

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2014 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Никоновой М.Л. – зам. руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителей Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области,

рассмотрев дело № 130/05-14 по признакам нарушения Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области (612641, Кировская область, Котельничский район, п. Ленинская Искра, ул. Ронжина, 1) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Биртяевской сельской Думой Котельничского района Кировской области принято решение от 01.11.2011 № 192 об утверждении Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области.

Как было установлено, указанное выше положение, содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Учитывая тот факт, что в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области содержались признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии Биртяевская сельская Дума Котельничского района Кировской области своих представителей не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Биртяевской сельской Думой Котельничского района Кировской области принято решение от 01.11.2011 № 192 об утверждении Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области.

Пунктами 2.2.2, 2.2.3 Положения предусмотрено, предоставление в аренду имущества без проведения торгов в целях оказания муниципальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также в случае передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности. Аналогичные положения, связанные с передачей в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности содержаться в разделе 5 Положения.

Пунктом 3.7 Положения предусмотрено, что в случае заключения договора по результатам торгов в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения муниципальные предприятия и учреждения, имеющие в соответствии с действующим законодательством РФ право получать арендную плату и выступать арендодателями, после проведения торгов направляют в администрацию Биртяевского сельского поселения Котельничского района Кировской области копию документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копию документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенную копию учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенную копию свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенную копию свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

В п. 6.1 Положения содержится условие о невозможности заключения договора аренды с лицом, имеющим неурегулированную задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных настоящей частью случаев.

Частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Среди исключений заключения договоров аренды муниципального имущества без торгов, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отсутствуют случаи предоставления имущества в целях оказания муниципальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также в случае передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности. Таким образом, положения пункта 2.2.2, 2.2.3, раздела 5 не соответствуют требованиям части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Приказа ФАС № 67 участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения аренды муниципального имущества, не предусматривает такие требования к участникам торгов на право аренды муниципального имущества как требование о предоставлении копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенной копии учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенной копии свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенной копии свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

Требования к содержанию заявки установлены пунктами 52 (121) Правил и не содержат такого права требования от заявителя на участие в торгах предоставления копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенной копии учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенной копии свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенной копии свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

Пунктом 52 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных частями "а" - "в", "д" - "ж" подпункта 1, подпунктами 2 - 4 пункта 52 настоящих Правил. Не допускается требовать от заявителя предоставление оригиналов документов.

Пунктом 122 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.

В рассматриваемом случае обязанность предоставления указанных документов установлена для учреждений и предприятий, пользующиеся муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, проводивших торги на право аренды таким имуществом. Соответственно в связи с необходимостью получения указанных сведений предприятия и учреждения будут вынуждены запрашивать их от заявителей на торгах, что не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Требование, не предусмотренных действующим законодательством документов, препятствует деятельности участников конкурентных процедур, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, положения пунктов 3.7, 6.1 Положения, содержат нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Так как на момент принятия решения по делу Положение о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области не приведено в соответствие действующему антимонопольному законодательству, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области, утв. Решением от 01.11.2011 № 192 Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, в части пунктов 2.2.2, 2.2.3, раздела 5, не соответствующих ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в части пунктов 3.7, 6.1, не соответствующих пунктам 52 (121) Порядка, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Биртяевской сельской Думе Котельничского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               М.Л. Никонова

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                           Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Файлы для скачивания

predpisanie_2014_birtyaevskaya.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.09 МБ
stdClass Object ( [vid] => 9898 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 130/05-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9903 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414480607 [changed] => 1414480607 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414480607 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2014 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Никоновой М.Л. – зам. руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителей Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области,

рассмотрев дело № 130/05-14 по признакам нарушения Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области (612641, Кировская область, Котельничский район, п. Ленинская Искра, ул. Ронжина, 1) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Биртяевской сельской Думой Котельничского района Кировской области принято решение от 01.11.2011 № 192 об утверждении Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области.

Как было установлено, указанное выше положение, содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Учитывая тот факт, что в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области содержались признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии Биртяевская сельская Дума Котельничского района Кировской области своих представителей не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Биртяевской сельской Думой Котельничского района Кировской области принято решение от 01.11.2011 № 192 об утверждении Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области.

Пунктами 2.2.2, 2.2.3 Положения предусмотрено, предоставление в аренду имущества без проведения торгов в целях оказания муниципальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также в случае передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности. Аналогичные положения, связанные с передачей в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности содержаться в разделе 5 Положения.

Пунктом 3.7 Положения предусмотрено, что в случае заключения договора по результатам торгов в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения муниципальные предприятия и учреждения, имеющие в соответствии с действующим законодательством РФ право получать арендную плату и выступать арендодателями, после проведения торгов направляют в администрацию Биртяевского сельского поселения Котельничского района Кировской области копию документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копию документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенную копию учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенную копию свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенную копию свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

В п. 6.1 Положения содержится условие о невозможности заключения договора аренды с лицом, имеющим неурегулированную задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных настоящей частью случаев.

Частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Среди исключений заключения договоров аренды муниципального имущества без торгов, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отсутствуют случаи предоставления имущества в целях оказания муниципальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также в случае передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности. Таким образом, положения пункта 2.2.2, 2.2.3, раздела 5 не соответствуют требованиям части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Приказа ФАС № 67 участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения аренды муниципального имущества, не предусматривает такие требования к участникам торгов на право аренды муниципального имущества как требование о предоставлении копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенной копии учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенной копии свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенной копии свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

Требования к содержанию заявки установлены пунктами 52 (121) Правил и не содержат такого права требования от заявителя на участие в торгах предоставления копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенной копии учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенной копии свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенной копии свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

Пунктом 52 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных частями "а" - "в", "д" - "ж" подпункта 1, подпунктами 2 - 4 пункта 52 настоящих Правил. Не допускается требовать от заявителя предоставление оригиналов документов.

Пунктом 122 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.

В рассматриваемом случае обязанность предоставления указанных документов установлена для учреждений и предприятий, пользующиеся муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, проводивших торги на право аренды таким имуществом. Соответственно в связи с необходимостью получения указанных сведений предприятия и учреждения будут вынуждены запрашивать их от заявителей на торгах, что не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Требование, не предусмотренных действующим законодательством документов, препятствует деятельности участников конкурентных процедур, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, положения пунктов 3.7, 6.1 Положения, содержат нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Так как на момент принятия решения по делу Положение о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области не приведено в соответствие действующему антимонопольному законодательству, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области, утв. Решением от 01.11.2011 № 192 Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, в части пунктов 2.2.2, 2.2.3, раздела 5, не соответствующих ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в части пунктов 3.7, 6.1, не соответствующих пунктам 52 (121) Порядка, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Биртяевской сельской Думе Котельничского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               М.Л. Никонова

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                           Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2014 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Никоновой М.Л. – зам. руководителя управления, Членов Комиссии – Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти, Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителей Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области,

рассмотрев дело № 130/05-14 по признакам нарушения Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области (612641, Кировская область, Котельничский район, п. Ленинская Искра, ул. Ронжина, 1) п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Биртяевской сельской Думой Котельничского района Кировской области принято решение от 01.11.2011 № 192 об утверждении Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области.

Как было установлено, указанное выше положение, содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Учитывая тот факт, что в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области содержались признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии Биртяевская сельская Дума Котельничского района Кировской области своих представителей не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Биртяевской сельской Думой Котельничского района Кировской области принято решение от 01.11.2011 № 192 об утверждении Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области.

Пунктами 2.2.2, 2.2.3 Положения предусмотрено, предоставление в аренду имущества без проведения торгов в целях оказания муниципальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также в случае передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности. Аналогичные положения, связанные с передачей в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности содержаться в разделе 5 Положения.

Пунктом 3.7 Положения предусмотрено, что в случае заключения договора по результатам торгов в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения муниципальные предприятия и учреждения, имеющие в соответствии с действующим законодательством РФ право получать арендную плату и выступать арендодателями, после проведения торгов направляют в администрацию Биртяевского сельского поселения Котельничского района Кировской области копию документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копию документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенную копию учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенную копию свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенную копию свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

В п. 6.1 Положения содержится условие о невозможности заключения договора аренды с лицом, имеющим неурегулированную задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных настоящей частью случаев.

Частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Среди исключений заключения договоров аренды муниципального имущества без торгов, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отсутствуют случаи предоставления имущества в целях оказания муниципальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также в случае передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, для исполнения ими основных уставных видов деятельности. Таким образом, положения пункта 2.2.2, 2.2.3, раздела 5 не соответствуют требованиям части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Приказа ФАС № 67 участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения аренды муниципального имущества, не предусматривает такие требования к участникам торгов на право аренды муниципального имущества как требование о предоставлении копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенной копии учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенной копии свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенной копии свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

Требования к содержанию заявки установлены пунктами 52 (121) Правил и не содержат такого права требования от заявителя на участие в торгах предоставления копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора неурегулированной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, копии документа, подтверждающего отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате, заверенной копии учредительных документов (либо заверенную копию паспорта –для физических лиц), заверенной копии свидетельства о государственной регистрации арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенной копии свидетельства о постановке арендатора – юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.

Пунктом 52 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных частями "а" - "в", "д" - "ж" подпункта 1, подпунктами 2 - 4 пункта 52 настоящих Правил. Не допускается требовать от заявителя предоставление оригиналов документов.

Пунктом 122 Правил установлено, что не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.

В рассматриваемом случае обязанность предоставления указанных документов установлена для учреждений и предприятий, пользующиеся муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, проводивших торги на право аренды таким имуществом. Соответственно в связи с необходимостью получения указанных сведений предприятия и учреждения будут вынуждены запрашивать их от заявителей на торгах, что не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Требование, не предусмотренных действующим законодательством документов, препятствует деятельности участников конкурентных процедур, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, положения пунктов 3.7, 6.1 Положения, содержат нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Так как на момент принятия решения по делу Положение о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области не приведено в соответствие действующему антимонопольному законодательству, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать в бездействии Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества в муниципальном образовании Биртяевское сельское поселение Котельничского района Кировской области, утв. Решением от 01.11.2011 № 192 Биртяевской сельской Думы Котельничского района Кировской области, в части пунктов 2.2.2, 2.2.3, раздела 5, не соответствующих ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в части пунктов 3.7, 6.1, не соответствующих пунктам 52 (121) Порядка, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                       Биртяевской сельской Думе Котельничского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               М.Л. Никонова

 

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Г.Рогожкин

 

 

                                                                                                                           Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №130/05-14 [format] => [safe_value] => №130/05-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 1062 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_2014_birtyaevskaya.doc [uri] => public://solution/2014/10/28/predpisanie_2014_birtyaevskaya.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 95744 [status] => 1 [timestamp] => 1414480607 [origname] => predpisanie_2014_birtyaevskaya.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-27 07:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-27 07:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414480607 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )